Дипломаты и "дипломаты". Серия 2: в МИД готовятся к большому шторму

Вторник, 21 июля 2015, 08:50 — Сергей Сидоренко, Европейская правда

Расследование "Европейской правды" о неэффективной работе экономических отделов ряда посольств Украины в странах Евросоюза подняло, без преувеличения, бурю в дипломатической среде.

Редакция получила немало писем от дипломатов. Кто-то выразил поддержку, мол, "давно пора было расшевелить болото"; кто-то возмутился нашей критикой и даже пытался искать в статье какие-то личные мотивы:)

И это еще раз подчеркивает, насколько отличается качество работы дипломатов в разных странах.

Но самой большой неожиданностью для дипмиссий, похоже, стала реакция министерства и лично министра. Жесткая реакция.

Источники Европравды свидетельствуют, что в МИДе сейчас идет противостояние тех, кто хотел бы "замять" скандал, и тех, кто готов наказать виновных и попытаться изменить систему.

Многие считали, что это не может произойти априори, ведь МИД известен своими "клубными традициями". Здесь нет привычки выносить наружу внутренние конфликты, а дипломатов, которые попали в беду за границей, как правило, либо вообще не наказывают, либо отзывают домой "пересидеть" до следующего заграничной командировки.

Но жизнь меняется. Один из виновников уже публично назван и, наверное, не удержится в посольстве. К тому же, похоже, что "большой шторм" в МИД затронет не только экономистов. Уже сейчас начались неприятности в украинском консульском отделе в Бонне.

* * * * *

...Между тем наше общение с посольствами – за рамками тех вопросов, которые отражены в статье, – вывело на свет божий другие, не менее болезненные проблемы.

Первая проблема – в том, что часть дипломатов откровенно не понимает задач, которые стоят перед государством и перед ними. Готовить статистические сводки для Киева, по их мнению, важнее, чем содействовать реальному представителю бизнеса в выходе на рынок ЕС.

Некоторые посольства оторваны от реальности и погружены в бюрократию. XXI век? Где там!

И если не ломать существующую систему, то дипслужба и дальше будет работать так, как будто мир остановился.

Некоторые из дипломатов даже настаивает в переписке, что посольства не должны помогать представителям украинского бизнеса (!!!), и утверждает это с уверенностью в своей правоте.

Вторая проблема – ложь, которая для некоторых стала привычным инструментом. Ошибся? Ищи, как оправдаться! Сказать неправду – повседневность, а признать ошибку – фантастика. Поэтому в случае ошибки ложь растет как снежный ком.

К счастью, примеров, где дипломата можно поймать на нечестности – не очень много. Но они есть, и редакции "Европейской правды" приходилось сталкиваться с этой проблемой и раньше.

А теперь – несколько подробнее.

1) Просите о помощи государства? Вот вам коммерческий посредник!..

Мы сами не поверили, но именно такую помощь – еще на этапе проведения расследования – наш "экспортер" получил от посольства Украины в Словакии.

"В Братиславе есть юридическая фирма, которая занимается именно юридическими аспектами внешнеэкономической деятельности в СР", – говорится в ответе. И приводится линк на страницу одной из юридических компаний, Peterka&Partners. Повторимся – не перечень из ряда компаний, не объединение адвокатских фирм (где можно было бы выбрать желаемое), а только одна компания.

К слову, в ответе посольства на запрос "экспортера" не было комментариев по существу нашего запроса – только ссылки на этих юристов и контакты словацко-украинской торговой палаты.

Мы не можем с уверенностью сказать, есть ли коррупционная составляющая в таких "близких отношениях" посольства Украины и юридической компании.

Но если выяснится, что к этому посреднику отправляют всех украинских экспортеров, то это покажется по меньшей мере странным.

2) Какие еще мейлы? Шлите факсы

Представители по меньшей мере пяти посольств – конечно же, тех, которые не попали в "белый список", – в переписке упрекнули: ну чего вы от нас хотите, вы же не отправляли официальный запрос, а помощь компаниям – второстепенная работа.

А первый секретарь посольства в одной из ключевых стран ЕС (который, кстати, ответил на запрос в рамках нашего эксперимента, хотя и с задержкой), написал в редакцию письмо о том, что вообще не должен был этого делать. "Дипломат как госслужащий не должен заниматься коммерческими запросами, он не должен тратить средства налогоплательщиков на поиск рынков сбыта для какой-то отдельной фирмы", – почему-то убежден диппредставитель.

К сожалению, дальнейшая переписка показала, что наш собеседник действительно считает некорректной такую помощь бизнесу. Почему? Потому что он просто ориентирован на другое.

"Для бюрократа главный приоритет – запросы из Центра", – пояснил он.

Мы сознательно не конкретизируем, о каком посольстве идет речь, потому что подобные заявления – разве что, возможно, менее откровенные, – звучали и от его коллег.

То есть это – системная проблема в структуре диппредставительств, и бороться с ней министерство тоже должно системно.

Хотите собирать из посольства красивые отчеты, но не иметь реальной "работы в поле"? Оставляйте так, как есть. Хотите что-то изменить? Меняйте жестко и глубоко. Потому что если требовать от посольств кучу бумаг "ни о чем", то на реальную работу – помощь Украине и украинцам – времени у них действительно не останется.

Потому что в посольствах до сих пор распространена мысль, которую высказала в комментарии к статье Европравды госпожа, до недавнего времени работавшая в структуре МИДа.

 нажмите для просмотра диалога

"Запросы, отправленные по электронной почте, не считаются документом и рассматриваются по остаточному принципу. Хотите ответ - направляйте на бумажном носителе или хотя бы факсом. Дальше - сроки рассмотрения обращений граждан и юрлиц - до 30 дней", – рассказала она, собрав кучу лайков (предполагаем, что от других дипломатов).

Формально – согласно привычным для дипломатов правилам – она права.

Но если МИД не изменит эти архаичные и бессмысленные нормы, шансов на конкурентность у нашей страны точно не будет.

3) Что б такое сказать, чтобы не наказали?

Уже после публикации мы столкнулись с неприятным явлением – сразу несколько посольств попытались ложью обосновать то, что не ответили на наш тестовый запрос.

Информация о польском случае стала публичной – посол Андрей Дещица объявил, что высокопоставленного дипломата, который пытался фальсифицировать свою "бурную деятельность", по итогам расследования ждет наказание.

Но нам пришлось услышать странные заявления и от других дипломатов.

Так, в одном из западноевропейских посольств после нашей статьи срочно изменили веб-страницу, на которой были ошибки, и заверили посла, что "так все и было уже года два". Только детальный анализ ситуации позволил выявить проблему. Но в данном случае оставляем за послом поиск виновных и исправление проблемы.

Еще в двух посольствах "экономист" выбрал другую линию защиты – заявил, что "проверил в реестре" наличие компании-экспортера, которая обращалась, не нашел ее, и решил вообще не отвечать на запрос.

Было бы похоже на правду, если бы не одна деталь – в письме нашего "экспортера" не было названия юридического лица, которое можно было бы проверить в реестре.

Был указан только бренд латиницей – который совпадает с названием реально существующего веломагазина в Киевской области.

У нас нет мотива или желания вести "войну" с отдельными дипломатами, поэтому мы не будем называть имена и страны наших собеседников. Наша цель – показать, какие есть сложности в системе. Но редакция сохраняет переписку и при необходимости готова доказать корректность своих обвинений.

Так вот, в одном из посольств в конце концов признали некорректность "версии о реестрах" и извинились, а в другом дипломат настаивает на ней и до сих пор. Правда, впоследствии он обмолвился в переписке, что письмо попало в папку со спамом... А несовпадение версий – это же детали. Главное – остаться в заграничной командировке.

И напоследок – о приятном

Приведенные примеры, конечно, не радуют, но у редакции Европравды есть основания оставаться оптимистами.

Потому что посольства, общение с которыми оставило глубоко негативный опыт – в меньшинстве. А большинство отзывов были положительными – мол, наконец-то кто-то поднял эту проблему.

Потому что немало дипломатов уже не хотят работать "как прежде". И они знают, что некоторые их коллеги в других посольствах симулируют работу – работают на отчеты, а не на результат.

Потому что два года назад скандал после такого расследования остался бы в фейсбуке, и никто бы не задумывался о возможности проведения реформы из-за журналистской публикации, как это произошло сейчас.

А сейчас нам позвонили несколько послов, которые откровенно пытались разобраться с проблемами в своих дипмиссиях и выяснить, какое звено портит работу всего посольства. И здесь хочется еще раз отметить открытость посла Украины в Польше Андрея Дещицы (но пока, увы – не его посольства), а также хорошие впечатления от посла Украины в Испании Сергея Погорельцева.

Ведь страна должна знать не только антигероев, но и тех, кто достоин положительных отзывов.

И, наконец, мы не зря упомянули в начале статьи об изменениях в консульствах. Европравда планировала впоследствии провести еще одно расследование – "консульское", а не "экономическое". Но там процесс изменений уже начался без нас, о чем стало известно благодаря сообщениям зарубежных украинцев в соцсетях.

Хочется верить, что это свидетельствует о настрое руководства МИД на реформы.

Источники свидетельствуют, что сопротивление – достаточно мощное, и в руководстве министерства есть те, кто против наказания любого, даже нашего "польского антигероя", который пытался обмануть и своего посла, и редакцию. Поэтому "Европейская правда" и дальше будет следить и информировать о развитии событий вокруг МИДа.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua