Зачем Косово идет на международный скандал, создавая свою армию

Четверг, 16 марта 2017, 09:05 — , для Европейской правды
Фото slobodnaevropa.org

Идеология политики Евросоюза на Западных Балканах – посредством предоставления странам региона перспектив евроинтеграции уменьшать напряжение, сохранившееся в регионе со времен войны, и обеспечивать прочную региональную стабильность – в последнее время проходит серьезные испытания на дееспособность.

Сербия и Косово, которые еще полтора десятка лет назад воевали между собой, сейчас стали, соответственно, кандидатом и потенциальным кандидатом в ЕС.

И Белград, и Приштина одновременно реализуют политику евроинтеграции. Обе страны получают существенную европейскую финансовую помощь. Граждане Сербии уже несколько лет имеют право на безвизовый въезд в страны ЕС; Косово находится на финальной стадии получения безвиза.

Но метод умиротворения посредством движения к евроцелям все больше пробуксовывает и начинает вызывать сомнения в его эффективности.

В частности, потому, что реальные перспективы вступления этих государств, одно из которых – частично признанное, в Евросоюз, выглядят все более туманными и неопределенными.

С 2014 года, когда Сербия начала переговоры о вступлении в ЕС, было открыто лишь 8 из 35 переговорных статей, причем завершены переговоры только по двум, касающимся науки и культуры. Даже при оптимистическом развитии событий при таких темпах страна может рассчитывать на присоединение к Евросоюзу разве что лет через 10.

Если же прислушиваться к пессимистическим прогнозам, то эта дата вообще отодвигается на неопределенный срок. Кстати, согласно данным социологического исследования Белградского центра политики безопасности, 12% граждан Сербии считают, что вступление в ЕС займет больше десяти лет, а 41% уверены, что страна никогда не вступит в Евросоюз.

Националистические и пророссийские политики Сербии, которые не хотят в ЕС, в последнее время усиливают свое влияние и восстанавливают популярность. И пока сербское правительство открывает очередные разделы в переговорах с Евросоюзом, в сербском политикуме и обществе укрепляется мнение о ненужности евроинтеграции.

"Србия, Русия, нам не надо Уния (Сербия, Россия, нам не нужен Союз (ЕС)", – призыв, скандированием которого лидер Сербской радикальной партии Воислав Шешель и его соратники встретили в сербском парламенте верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерику Могерини. Депутаты от правого движения "Двери" тем временем молча держали в руках разноцветные плакаты с надписью "Сербия не верит Брюсселю".

Споры и непонимание между Евросоюзом и Белградом возникают, в частности, из-за традиционно близких, особых сербско-российских отношений. Как известно, Белград отказывается выполнять согласованную с Брюсселем внешнюю политику – в первую очередь, не хочет вводить санкции против России за ее действия в отношении Украины.

Между тем действующие руководители Сербии воздерживаются и от откровенной антиевропейской риторики. И хотя Россия – небезосновательно – считает нынешнего сербского президента Томислава Николича своим союзником, даже он очень сдержан в своем пессимизме по поводу европерспектив своей страны.

Единственное, в чем сербский президент на самом деле категоричен, так это в неприятии независимости Косова.

В начале марта Николич заявил, что Сербия активно работает над тем, чтобы соответствовать критериям полноправного члена ЕС, и выразил надежду, что Брюссель не выдвинет требования, которые страна не сможет выполнить. Таким требованием, по его словам, является "признание Косова и Метохии".

По данным соцопроса Белградского центра по вопросам политики безопасности, если признание Косова будет условием членства в ЕС, не поддержат вступление в Евросоюз целых 69% граждан Сербии, в то время как поддержат лишь 13%.

 Фото AP

Очередное ухудшение отношений между Белградом и Приштиной в последнее время произошло из-за разборок вокруг обвинений в военных преступлениях времен вооруженного конфликта.

4 января во Франции был задержан лидер депутатской группы "Альянс за будущее Косова", косовский экс-премьер и бывший командир Армии освобождения Косова (т.зв. УЧК) Рамуш Харадинай. Сложные взаимоотношения Сербии со своей бывшей автономией остается проблемой, которую ЕС пытается решить с помощью различных дипломатических приемов, но пока Брюсселю мало что удается.

Сейчас бывший полевой командир и действующий политик ожидает во Франции решения суда по вопросу экстрадиции в Сербию. Судебное заседание запланировано на 6 апреля.

Интерпол – по требованию Сербии – выдал ордер на его арест еще в 2004 году. Сербы обвиняют Харадиная в военных преступлениях во время войны в Косове в 1998 и 1999 годах, несмотря на то, что он уже был оправдан Международным трибуналом в Гааге.

Впрочем, 9 марта парламент Косова принял резолюцию с требованием немедленно освободить Рамуша Харадиная и прекратить диалог с Белградом – который осуществляется при посредничестве ЕС – пока тот не будет освобожден.

Спикер верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Майя Косьянчич выступила с резкой критикой решения косовского парламента. Она призвала политических лидеров Косова продолжать диалог с представителями Сербии, что, по ее словам, будет способствовать нормализации двусторонних отношений и европерспективам страны. Но министр Косова по диалогу Эдита Тахири сообщила, что представители правительства будут придерживаться резолюции парламента.

На этом причины для обострения отношений между Приштиной и Белградом не исчерпываются.

Волну возмущения в Сербии – и не только – вызвала идея трансформации полицейских Сил безопасности Косова в полноценные вооруженные силы.

Глава правительства Сербии Александр Вучич немедленно обратился к ЕС, США и РФ за помощью в организации противодействия этому процессу.

Первой отреагировала РФ. "Считаем недопустимым создание на подмандатной ООН территории косовоалбанских вооруженных сил. Такие действия противоречат резолюции СБ ООН 1244, которая закрепляет пребывание на территории Косова исключительно многонациональных сил под международным контролем", – подчеркнул заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков на заседании Совбеза ООН, посвященном косовскому вопросу.

Впрочем, от этого шага Приштину предостерегли также НАТО и США.

Но президент Косова не собирается отказываться от своей идеи. Если члены парламента не будут голосовать "за", Хашим Тачи собирается подавать в отставку. Об этом он заявил несколько дней назад в интервью телеканалу РТК. К тому же, по его словам, "законодательный орган, который не будет голосовать за армию своей страны, должен уйти домой".

"Мы по-прежнему остаемся твердыми сторонниками процесса нормализации отношений между Косово и Сербией. Но Сербия, которую решительно поддерживает Россия, не разделяет эту цель... Вместо этого Сербия, как и ранее, претендует на территорию Косова и постоянно получает все больше и больше оружия из России, в том числе российских истребителей Миг-29", – пояснил Тачи свою настойчивость в вопросе создания армии в письме генеральному секретарю НАТО и государствам-участникам Альянса, который на днях обнародовали СМИ. Как известно, под конец прошлого года Сербия получила в подарок от РФ 6 истребителей Миг-29, 30 танков Т-72С и 30 бронеавтомобилей БРМД-2.

В ответ на милитаристские инициативы косовского лидера Совет национальной безопасности Сербии на своем заседании 13 марта обязал государственные органы использовать все политические и дипломатические средства для противодействия дестабилизации ситуации в Косове и Метохии, в первую очередь для противодействия созданию армии в Косове, что может представлять угрозу для сербов в "южной сербской провинции".

Совет призвал сербов Косова и Метохии защищать, вместе с государственными органами Сербии, интересы "нашего народа и нашего государства".

А 9 марта сербское министерство обороны провело неожиданную проверку боеготовности своих вооруженных сил.

На фоне этих новостей сложно охарактеризовать происходящие сегодня в регионе процессы как уверенное движение в направлении обеспечения стабильности и прочного мира на Западных Балканах. Несмотря на все усилия Брюсселя, настоящих "прорывов" в европейской миротворческой деятельности немного.

Символом миротворческих "успехов" ЕС стала ситуация вокруг моста в Косовской Митровице – городе на севере Косова, со времен войны разделенном рекой Ибар на две этнические части. Торжественное открытие этого моста должно было стать признаком достижения очередного этапа на пути сербско-косовского примирения.

Однако вместо полноценного движения транспорта мост, который восстановлен за деньги Евросоюза, до сих пор открыт только для пешеходов – из-за попыток сербской общины перекрыть выезд с моста стеной.

От стены, после длительного спора, избавились. Но праздник примирения и возобновления коммуникаций под эгидой ЕС в очередной раз перенесли – с января на май.

Фото federicamogherini.net 

Это не помешало Могерини включить открытие моста в программу визита в Косовскую Митровицу. "Я убеждена, что этот мост... превратится из символа разделения в символ диалога и контактов между людьми", – заявила она во время визита на полуоткрытый объект.

Пока ЕС не готов признать провал своих миротворческих действий. А тем временем Белград запасается российским оружием, а Приштина создает армию.

 

Автор: Наталья Ищенко,

предприниматель из Черногории,
активист украинской общины

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.