Две победы и одна неудача: что принесли Украине встречи в НАТО и саммит ЕС

Пятница, 14 декабря 2018, 13:00 — , Европейская правда, Брюссель
Фото: president.gov.ua

Середина декабря – обычно нервный период для украинской власти в отношениях с Евросоюзом. Дело в том, что каждый год в январе истекает срок действия санкций ЕС против России, и в конце года лидеры государств-членов должны принимать решение об их продлении. А в этом году ситуация была особенно непростой: в Италии пришло к власти правительство, которое официально, в коалиционном соглашении, называет своей целью уменьшение давления на россиян.

Причем у европейцев сейчас полно своих проблем. Это и Brexit, и непростая ситуация во Франции, и правительственный кризис в Германии... Все это лишь усиливало опасения, не будут ли искать европейское единство за счет Украины.

Новая волна агрессии России сняла эти сомнения. Санкции не просто продолжили, но и сделали это без возражений со стороны Италии. А вот по линии Азова с ожидаемой "победой" не сложилось. После почти часа дискуссий победил "западный блок" во главе с Германией. ЕС не хочет вводить новые санкции против РФ: из решения саммита убрали даже намек на такую ​​возможность. В ЕС избрали новую стратегию: противодействовать РФ через помощь на Востоке Украины.

В то же время безусловно хорошую новость принесла линия НАТО, развивавшаяся параллельно с "европейской" – Петр Порошенко вернулся в Киев с пакетами натовского оборудования на борту президентского самолета.

Корреспондент "Европейской правды" в Брюсселе следил за тем, как появлялись решения, которые еще до недавнего времени были совершенно не очевидными.

Визит последней надежды

Когда в начале недели Банковая объявила, что Порошенко срочно едет в Брюссель, эту новость многие восприняли скептически.

Хотя даты поездки и совпадали с саммитом Европейского Союза, в ЕС сообщили, что участвовать в нем украинский гость не будет. К сожалению, тот период, когда Порошенко радостно приглашали присоединиться к лидерам ЕС и лично рассказать об агрессии России, безвозвратно ушел.

Более того, ему не удалось посетить встречу лидеров Европейской народной партии, проходившей перед началом саммита Евросоюза (ЕНП – крупнейшая партийная группа ЕС, куда входит в том числе политсила Ангелы Меркель; партия Порошенко имеет в этом союзе статус наблюдателя). В комментарии "Европейской правде" в ЕНП объяснили, что на этот раз они позвали на свой мини-саммит только лидеров государств-членов ЕС, поэтому президенту Украины там не было места по формату.

Порошенко осталось договариваться только о двусторонних переговорах, но и это оказалось непросто. Из 28 присутствовавших в Брюсселе лидеров с ним встретилась только Ангела Меркель – другие не нашли времени в графиках.

Это, конечно, вовсе не означает, что визит был бесполезным; в критической ситуации стоило использовать все возможности. Во-первых, Порошенко встретился с президентом Европейского совета Дональдом Туском, который председательствовал на саммите ЕС, и передал ему официальные предложения по "азовскому пакету" санкций. Во-вторых, встреча с канцлером Германии была действительно ключевой – но, к сожалению, не принесла желаемого успеха (подробно об этом чуть ниже).

Между тем главным творцом положительных для Украины решений на саммите ЕС стал другой человек – Владимир Путин.

Как уговорили Италию

Заявления руководителей итальянского правительства о том, что санкции против России должны быть смягчены, звучали еще с лета, когда к власти в Риме пришла коалиция правых и популистов.

О полной отмене давления на РФ речь, к счастью, не шла, но Рим был всерьез настроен добиться хотя бы символических уступок и начать процесс смягчения санкций. В правительстве Джузеппе Конте даже разработали четкую стратегию: Италия потребует возобновить кредитование российского бизнеса со стороны финансовых институтов ЕС и за принятие этого предложения согласится на продление всех других санкций. А дальше, при следующих пересмотрах, и они могут быть ослаблены.

"Санкции – это инструмент, который необходимо как можно быстрее убрать", – заявлял Конте еще полтора месяца назад.

Но к декабрю мнение Рима изменилась до неузнаваемости.

Вы не найдете свежих заявлений Конте (и откровенно пропутинского вице-премьера Маттео Сальвини) с обещаниями спасти Россию от санкционного давления. Напротив, премьер Италии на днях заявил, что полностью разделяет санкционный подход Евросоюза! "Санкции против России – это... инструмент, направленный на разрешение кризиса в Украине", – заявил он, опровергнув свои предыдущие заявления, что, мол, санкционное давление не влияет на Москву.

Что же изменило риторику Рима?

Таких факторов было два.

Первый из них – бюджетные проблемы Италии.

Между санкциями и выборами: чем закончится бюджетный конфликт Италии и Еврокомиссии

Правительство Конте само рискует столкнуться с финансовыми санкциями Еврокомиссии из-за слишком высокого бюджетного дефицита и роста государственного долга.

Эта проблема вытеснила российскую тематику из итальянской повестки, хотя и не похоронила ее. До ноября обозреватели сходились во мнении, что Италия все же поднимет в Брюсселе вопрос смягчения санкций – но позже, вероятно, пойдет на уступки в обмен на большую лояльность Брюсселя.

Но все изменил новый виток российской агрессии.

После нападения российского флота на украинские корабли, которые хотели пройти через Керченский пролив, поддержка России стала неприемлемой. Даже для итальянцев. Даже для того, чтобы просто поторговаться. Для всего цивилизованного мира Россия перешла еще одну красную линию. И это – не преувеличение.

Интересная деталь: во время саммита представители кабинета Туска оперативно сообщали журналистам о том, как лидеры ЕС переходят от одного пункта повестки дня к другому. Исходя из их данных, обсуждение санкций и одобрение их продления заняло всего... около 10 минут! За это время перед всеми лидерами ЕС выступили с докладами Ангела Меркель и Эммануэль Макрон, которые рассказали о своих контактах с Порошенко и Путиным и заверили всех, что Россия не делает ничего для выполнения требований "Минска".

Идея смягчения санкций просто не обсуждалась. И этот результат стал для Украины действительно важной победой.

Непобедимая Германия

"Любой может заявлять о создании новых санкций (против России), но потенциал ввести их есть только у Германии", – заявил на днях в интервью "Европейской правде" советник главы МИД Польши. Саммит Евросоюза с точностью подтвердил его слова.

После морской агрессии РФ Киев взялся убеждать партнеров: теперь санкции должны быть не только сохранены, но и усилены. Именно этому – по официальным сообщениям Банковой – и был посвящен визит Порошенко в Брюссель.

Дело в том, что Берлин не только не стремился к новым санкциям, но и прямо заявлял, что будет голосовать против их введения. Об этом несколько раз заявлял глава МИД Германии Хайко Маас – и на прошлой неделе, и непосредственно перед началом саммита.

Немцы предложили изменить привычную тактику ЕС.

До сих пор считалось, что главным ответом Евросоюза в ответ на российскую агрессию должны быть санкции. Маас предложил вообще не вводить новое наказание для России, а взамен сконцентрироваться на помощи Украине. Именно такое решение – исключительно об усилении помощи, и ничего больше – вынесли на одобрение на саммите ЕС.

"Разговоры (с россиянами) все еще приносят пользу, но я против того, чтобы обременять их разговорами о дополнительных санкциях", – объяснял свою позицию немецкий министр.

У Порошенко до последнего пытались убедить Берлин.

Именно для этого украинский президент хотел встретиться с Ангелой Меркель прямо перед началом саммита ЕС. А накануне саммита – провел переговоры с президентом Евросовета Дональдом Туском и главой европейской дипломатии Федерикой Могерини.

В конце концов в Брюсселе родилась компромиссная идея, которая, казалось бы, должна была удовлетворить немцев.

Все должно было изменить одно слово, добавленное в решение по Азову. Далее – цитата из документа; дополнение выделено жирным шрифтом. "ЕС готов принять меры, включая те, которые позволят дополнительно усилить поддержку Украины, в частности поддержку пострадавших (от российской агрессии. – ЕП) районов".

Казалось бы, это изменение никому не угрожает. Оно означало бы, что ЕС оставляет открытой возможность санкций в ответ на морскую агрессию, если однажды страны-члены решатся на такой шаг. Но даже такой намек на санкции не нашел поддержки. Пока неизвестно, выступила ли Германия против, или просто не смогла "дожать" другие страны, например, Италию, но результат от этого не меняется.

Согласно принятому решению, ответом Евросоюза на Азовский кризис должна быть только помощь Украине. Наказание РФ даже не рассматривается в качестве опции, свидетельствует единогласно принятое решение саммита ЕС.

Этот результат нельзя назвать поражением Украины. В конце концов, помощь ЕС в восстановлении Донбасса, о которой сейчас ведутся серьезные дискуссии (и на которую Еврокомиссия в день визита Порошенко выделила первые 4 млн евро), имеет реальное практическое значение. Но нежелание европейцев раздражать РФ даже в таких мелочах – не приятная новость.

Президентская служба доставки

На фоне Евросоюза особенно контрастирует НАТО. В положительном смысле.

Большинство стран-членов этих организаций совпадают, но в Альянсе не так ощутимы попытки отдельных стран блокировать поддержку Киева или ответить на агрессию Москвы. От генсека НАТО не звучат странные призывы к "сдержанности обеих сторон", которые мы постоянно слышим от Могерини. Йенс Столтенберг прямо признает, что морская атака на украинские корабли требует адекватного ответа Запада.

Вероятно, эта жесткость связана с тем, что в НАТО нет "миротворческого" торгового крыла, которое опасается ухудшения отношений с Россией, и поэтому генсек может спокойно говорить и об усилении присутствия Альянса в Черном море, и о новой военной помощи Украине в ответ на новый виток российской агрессии.

На пресс-конференции генсек заявил, что новое оборудование поступит в Украину "до конца года", но этот процесс удалось невероятно ускорить.

Еще никогда фраза "президент привез в Украину помощь от Альянса" не звучала настолько буквально.

"Европейская правда" еще в четверг первой сообщила об этой довольно необычной транспортной операции: по договоренности с НАТО, именно президентский самолет задействовали для того, чтобы передать в Украину этот военный груз.

"Коммуникационное оборудование, о котором сказал генсек, профинансировано через трастовый фонд НАТО "C4" (Command, Control, Communications and Computers). Мы передаем Вооруженным силам Украины устройства закодированной радиосвязи и портативные GPS-трекеры", – пояснили в Альянсе.

Радиостанции, предоставленные партнерами из Альянса, не только обеспечивают защищенную связь (которой нашим военным крайне не хватает), но также устойчивы к глушилкам, которые россияне используют на линии соприкосновения на Донбассе, пояснил источник ЕвроПравды.

И эта "транспортная операция" стала, наверное, ключевой победой, которую Порошенко может записать себе в актив после визита в Брюссель.

Автор: Сергей Сидоренко,

редактор "Европейской правды",
из Брюсселя

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.