Румыния в ожидании перемен: что изменил коррупционный скандал у соседей Украины

Понедельник, 11 февраля 2019, 08:55 — , для Европейской правды
Фото: euronews.com

"Возможно, я старомоден, но я до сих пор верю, что судьи, а не политики, решают, кто виновен, а кто невиновен", – такой записью в Twitter президент Европейского совета Дональд Туск отреагировал на переговоры с премьер-министром Румынии Виорикой Дэнчилэ.

Таким "троллингом" Туск показал, что в Евросоюзе не собираются закрывать глаза на проблемы с демократическими институтами в Румынии – стране, которая сейчас председательствует в ЕС.

Ныне Румыния является последовательной сторонницей евроатлантического сближения, поддерживает единство НАТО, демонстрирует заинтересованность в развитии проекта Восточного партнерства, постоянно и настойчиво привлекает внимание международного сообщества к ситуации с безопасностью в Черном море.

Однако румынский политикум довольно сильно расшатывают внутриполитические конфликты. Распри основных политических игроков растут на фоне подготовки к выборам в Европарламент и президентских выборов, которые должны состояться в конце года.

И если сейчас румынские политики стараются не "выносить сор" за пределы страны, опасаясь сорвать председательство, которого в Бухаресте так долго ждали, то после его завершения Румынию, похоже, ждет довольно острое и многомерное политическое противостояние.

Президент против спикера

Если рассматривать ситуацию упрощенно, то может сложиться впечатление, что основными антагонистами в румынской политической системе являются две партии – политических тяжеловеса: Национал-либеральная партия (PNL), которая поддерживает нынешнего президента Клауса Йоханниса (он, кстати, пока единственный, кто уже заявил о том, что будет участвовать в президентской гонке), и Социал-демократическая партия (PSD), контролирующая правительство и вместе с партнерами из ALDE имеющая большинство в обеих палатах парламента.

Национал-либералы обвиняют своих оппонентов в сворачивании в Румынии демократических свобод, а также попытках внесения изменений в законодательство, которые смягчают ответственность за коррупцию.

Едва ли не резче всего звучат обвинения в несправедливом увольнении в июле прошлого года уже легендарной руководительницы Национального антикоррупционного директората Лауры Ковеши, известной как инициатор громких антикоррупционных дел (в том числе и против лидера PSD, председателя нижней палаты парламента Ливиу Драгни).

Часто к голосам сторонников PNL присоединяются и европейские чиновники.

Скажем, в этом контексте президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер вообще ставил под сомнение возможность председательства Румынии в ЕС.

В свою очередь социал-демократы отрицают обвинения, упрекают "старую Европу" в применении двойных стандартов, а своим оппонентам из PNL указывают на то, что Ковеши уволили не ради сворачивания борьбы с коррупцией, а из-за ее политической предвзятости и применения незаконных методов досудебного следствия.

Среди аргументов в свою пользу представители PSD указывают на то, что при их правлении в Румынии сохранялся постоянный экономический рост (и действительно, по оценкам МВФ показатели экономического роста в Румынии в последние годы – одни из самых высоких в ЕС), повышались зарплаты и пенсии. К тому же недавно было принято решение, что до 2020 года не будут расти тарифы на электричество и газ – решение, которое тоже прибавляет социал-демократам голосов избирателей.

Казалось бы, при условии сохранения такой динамики у PSD есть все шансы и дальше занимать доминирующие позиции в Румынии. Вместе с тем, как свидетельствуют последние опросы общественного мнения, сейчас PNL "дышит в затылок" PSD.

Эсдеки по-прежнему остаются лидерами с поддержкой в ​​30%, но показатели национал-либералов, по словам их лидера Людовика Орбана, уже достигли 27%.

Если такой тренд сохранится, то PSD рискует потерять лидирующие позиции, и произойдет это прежде всего по вине руководителя партии Ливиу Драгни.

Токсичный лидер и "раскольник"

Именно противоречивая личность Ливиу Драгни, похоже, не дает социал-демократам конвертировать свои политические успехи в усиление электоральных позиций.

Диаспора против коррупции: что могут изменить для Румынии и Украины стотысячные протесты в Бухаресте

Политика неоднократно обвиняли в коррупции и злоупотреблениях, он даже был условно осужден за это. Его антирейтинг уравновешивает немалые достижения правящей партии.

Вместе с тем, это не мешает амбициям политика. Когда из-за коррупционного шлейфа у него не вышло самому возглавить правительство Румынии, Ливиу Драгня попытался формировать правительственную политику с кресла спикера, которое он сейчас занимает.

И если в случае с премьер-министрами Сорином Гриндяну и Михаем Тудосе такой подход был лишь условно продуктивным – оба политика не хотели быть марионетками всесильного партийного босса (что в конечном итоге привело к их отставок), то с нынешней главой правительства Румынии Виорика Дэнчилэ проблем, похоже, нет. Ее считают близкой к Драгне и вполне лояльной к нему – лидер социал-демократов наконец получил полный, хотя и неформальный контроль над правительством.

Однако эта победа становится для него пирровой, ведь добыта она ценой имиджа всей партии.

Однопартийцы Ливиу Драгни, конечно же, осознают последствия политики лидера. Уже неоднократно часть из них поднимала вопрос о его отставке. А поскольку доброй воли Драгни на такой шаг ждать не приходится, то часть влиятельных социал-демократов решилась на партийный раскол.

Во главе раскольников – экс-премьер (2012-2015) Виктор Понта. Достаточно молодой и довольно амбициозный политик, в свое время он испытал сокрушительные репутационные потери после пожара в ночном клубе Colectiv в 2015 году, когда погибло 58 человек. Трагедия тогда привела к его отставке с поста премьера.

Сейчас Виктор Понта решил воспользоваться ситуацией в PSD как новым шансом на возвращения в большую политику.

Понимая, что социал-демократическая идея имеет большую электоральную нишу, Понта решил переманить к себе тех, кто, как и он, думает, что Ливиу Драгня уничтожает PSD. Для таких политиков Драгня создал альтернативный политический проект – партию Pro Romania.

Сейчас к нему уже присоединились и экс-премьер Михай Тудосе, и европейский комиссар по региональной политике Корина Крецу.

Очевидно, Понта надеется, что к Pro Romania "перетекут" и региональные социал-демократические боссы, недовольные политикой Драгни. Тогда, вероятно, показатели поддержки партии, которые сегодня находятся на уровне около 5%, существенно улучшатся.

Альтернативная оппозиция

На фоне ослабления позиций Ливиу Драгни и PSD растут амбиции и у представителей альтернативной оппозиции – Союза спасения Румынии (USR) во главе с Даном Барной, политсилы, возникшей на фоне массовых выступлений после трагедии в клубе Colectiv, и новой партии PLUS, которую возглавляет еще один экс-премьер Румынии, глава технократического кабинета 2015-2017 гг. Дачан Чолош.

Сейчас уровень поддержки USR составляет около 10%, а Чолош может рассчитывать лишь на 5%.

Однако, во-первых, обе партии имеют потенциал роста, а во-вторых, готовы к сотрудничеству. Уже сейчас Дан Барна и Дачан Чолош договорились об объединении усилий для участия в выборах в Европарламент.

Если такой опыт окажется положительным, то можно ожидать и выдвижения единого кандидата на президентских выборах этого года, и если не блокирования, то хотя бы взаимной поддержки на парламентских выборах 2020 года.

Время перемен

Румынский пасьянс свидетельствует о том, что уже скоро Бухарест ждут заметные изменения политической конфигурации.

С высокой вероятностью ослабнут нынешние почти монопольные позиции PSD. Вместе с тем, помимо традиционного противника – PNL – выиграть от этого могут и новые игроки.

Pro Romania, USR и PLUS имеют шансы на то, чтобы увеличить свое представительство во власти и привести туда новые лица.

Киеву следует быть готовым к таким изменениям и уже сейчас налаживать контакты с новыми игроками на румынской политической сцене. К тому же не следует забывать, что в результате президентских и парламентских выборов и в Украине ожидаются политические ротации.

Следовательно, уже в следующем году Украина и Румыния могут оказаться в ситуации, когда двусторонние отношения окажутся в "подвешенном состоянии" чисто по техническим причинам. В министерствах и ведомствах будут меняться команды.

На таком фоне крайне важно уже сейчас приложить максимум усилий, чтобы войти в период изменений и ротаций без груза нерешенных проблем и неурегулированных вопросов. Чтобы время перемен не стало потерянным временем в двусторонних отношениях...

Автор: Сергей Герасимчук,

эксперт Совета внешней политики "Украинская призма"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: