Нерешительная власть с Майдана: почему Киев до сих пор не признал нового президента Венесуэлы?

Вторник, 5 февраля 2019, 09:28 — , , Европейская правда
Фото: lanacionweb.com
Митинг беженцев из Венесуэлы в США

Нужно ли Украине поддерживать народные восстания и революции в других странах? Где проходит грань между поддержкой народа и вмешательством в дела другого государства? Что важнее – ценности или соблюдение международных норм? В конце концов, должна ли наша внешняя политика быть похожей на политику Евросоюза или США?

Эти вопросы возникли перед нашими дипломатами из-за событий в Венесуэле. И порой создается впечатление, что ответов на них у Киева нет.

Президент от США против президента от РФ: как Венесуэла обострила мировые конфликты

Революция в этой южноамериканской стране набирает обороты. Против Николаса Мадуро объединился чуть ли не весь цивилизованный мир, а поддерживают его в основном авторитарные страны с Россией во главе. 4 февраля по Европе также прокатилась волна заявлений о том, что Мадуро утратил легитимность, а "временным президентом" является его противник, лидер оппозиции и глава Национальной ассамблеи Хуан Гуайдо.

Одной из немногих стран, которые до сих пор "сохраняют нейтралитет", стала Украина.

"Европейская правда" разобралась, что происходит в Венесуэле, как менялось мнение мира и какова же на самом деле позиция нашего МИДа.

Революция мирового масштаба

Народные протесты в Венесуэле, которые особенно усилились с конца января, и появление в государстве "второго президента" наделали шума на международной арене. "Европейская правда" уже писала о бурных событиях в этой богатой нефтью южноамериканской стране (подробнее – в статье "Президент от США против президента от РФ").

Со стороны (особенно если читать только заголовки англоязычных СМИ) может даже сложиться впечатление, что президент-социалист Николас Мадуро фактически потерпел поражение.

Но в действительности последние события не слишком изменили расстановку сил внутри страны.

Мадуро продолжает считать себя законным президентом, регулярно появляется на государственном телевидении в сопровождении военных, демонстрируя поддержку армии, и собирает митинги в свою поддержку. Гуайдо, хотя и получил поддержку США и большинства государств-соседей, как и раньше, не контролирует государственные институты и опирается на подавляющую поддержку улицы.

Вместе с тем радикальная риторика Мадуро несколько стихла. Он отказался от уже объявленного разрыва дипломатических отношений с Соединенными Штатами (тот указ Штаты отказались выполнять) и предложил провести в стране... новые выборы. Но не президентские, как того требует от него цивилизованный мир, а Национальной ассамблеи, которую возглавляет его соперник Гуайдо.

Не стоит и говорить, что это предложение мир не поддержал.

Как именно будут развиваться события, спрогнозировать невозможно. Открытыми остаются все варианты. А президент США Дональд Трамп на днях заявил в интервью, что не исключает возможности военного вмешательства в Венесуэле.

Резкий и бескомпромиссный подход Вашингтона, правда, не находит единодушной поддержки в мире. Запад разделился даже в вопросе, кто же сейчас является руководителем государства.

Як розподілилися позиції держав світу щодо ситуації у Венесуелі станом на 30.01.2019
Как распределились позиции стран мира по ситуации в Венесуэле по состоянию на 30.01.2019
ГРАФиКА BLOOMBERG, АДАПТАЦиЯ еВРОПРАВДы

Наиболее радикальными оказались государства американского континента. И в Северной, и в Южной Америке подавляющее большинство государств еще неделю назад объявили, что Мадуро утратил легитимность, и признали Гуайдо временным президентом. Их поддержала Австралия, Великобритания, Израиль – и на этом список подошел к концу.

Континентальная Европа оказалась менее радикальной. Все государства ЕС, кроме Великобритании, тогда призвали к новым выборам, но не стали признавать президентство Гуайдо.

А Турция снова доказала, что отличается от остальных стран НАТО. Она публично поддержала Мадуро, оказавшись в компании РФ, Китая, Сирии, Ирана, Индии, ЮАР, Боливии и Кубы.

(Не) решительная Украина

Реакция Украины на события в Венесуэле была более чем осторожной.

Первым события за океаном прокомментировал президент Петр Порошенко. Но в его заявлении не нашлось места для признания или хотя бы слов поддержки в адрес Хуана Гуайдо.

Утром 24 января в выступлении на "Украинском завтраке" в Давосе глава государства вскользь упомянул, что народ Венесуэлы говорит "нет" популизму и безответственным политикам – и перешел к своим предвыборным обещаниям.

Несколько позже в тот же день в украинских СМИ появился комментарий пресс-секретаря МИД о том, что Украина будет поддерживать шаги, направленные на "восстановление демократии, верховенства права и конституционного порядка в Венесуэле", а ключевую роль в этом процессе должна играть "легитимно избранная Национальная ассамблея". Упоминания о признании Гуайдо временным президентом и даже его имени в комментарии не было.

Вечером того же дня министр Павел Климкин сделал шаг навстречу митингующим.

Он опубликовал твит на испанском языке, в котором заявил, что "Украина делает ставку на Национальную ассамблею и мудрость ее президента Хуана Гуайдо" для выхода из политического кризиса. В другом твите, уже по-украински, он отметил, что борьба венесуэльцев напоминает ему "драйв Майдана". "Нужно поддержать дух свободы и справедливости и тех, кто отстаивает свое право на свободное будущее", – написал дипломат.

Никакого упоминания о признании за Гуайдо статуса временного президента – как на том настаивает Вашингтон – от МИД не прозвучало. Не изменилась эта позиция до сих пор.

По сути, мнение нашего МИД дублировало официальную позицию ЕС по венесуэльскому вопросу.

На прошлой неделе у украинских дипломатов были четкие аргументы в пользу такой позиции.

Украина не ставит целью интеграцию с Америкой; вместе с тем евроинтеграция – официальный приоритет нашего государства. В частности, Украина обязалась максимально присоединяться к решениям Общей внешней политики и политики безопасности ЕС (английская аббревиатура – CFSP). Точно такой же политики придерживаются, например, балканские государства, декларирующие намерение вступить в Евросоюз. Именно в рамках CFSP балканские страны дублируют все антироссийские санкции ЕС, а единственному государству, которое этого не делает – Сербии – постоянно приходится выслушивать критику по этому поводу.

Конечно, Украина – не Балканы. Мы не имеем статуса страны-кандидата в ЕС, не ведем переговоры о вступлении, а соблюдение CFSP – это наша личная инициатива. Тем не менее, это хоть как-то обосновывало сдержанную политику Киева по Венесуэле.

Но с 4 февраля это объяснение просто потеряло смысл.

Европейская волна

После "самопровозглашения" Гуайдо Евросоюз действительно не спешил его признавать. 10 дней назад Брюссель призвал Венесуэлу к проведению честных выборов – но о временном президенте там речь не шла. Правительства отдельных государств если и были готовы на такой шаг, то не хотели делать его самостоятельно, чтобы не разрушать единство ЕС.

Не согласовывала свои действия с Брюсселем только Великобритания, которая уже "одной ногой" вышла из Евросоюза.

Для ряда стран-членов ЕС эта позиция была слишком мягкой, и 26 января они выдвинули Мадуро ультиматум: если в течение восьми дней он не объявит о проведении досрочных выборов президента, легитимным главой государства они будут считать Хуана Гуайдо. Заявление поддержали крупнейшие страны Евросоюза – Испания, Германия, Франция, Великобритания, а также Нидерланды, Португалия и Австрия.

Эти государства сослались на Конституцию Венесуэлы, которая гласит:

если действующий глава государства узурпировал власть, лидер парламента может взять на себя президентские полномочия.

Среди стран-подписантов не оказалось Италии. А позже Рим заблокировал признание Гуайдо президентом на министерской встрече Евросоюза.

Как оказалось, венесуэльский кризис вызвал раскол на римских холмах.

Популистская партия "Движение 5 звезд", входящая в коалицию, не позволила правительству подписать министерское заявление ЕС, хотя их партнеры по правительству, партия "Лига", поддержали борьбу венесуэльцев "против режима Мадуро". Заместитель главы итальянского МИД Манлио Ди Стефано, назначенный от "Движения 5 звезд", пояснил, что его партия не хочет, чтобы "страны или группы третьих стран определяли внутреннюю политику другого государства".

Не повлияло на позицию Рима и решение Европейского парламента, который заявил о признании президентства Гуайдо, "пока не будут созваны новые свободные, прозрачные и достоверные президентские выборы для восстановления демократии", и призвал государства-члены ЕС сделать то же самое.

Как компромисс, Евросоюз принял решение разрешить кризис в Венесуэле на уровне международной контактной группы, в состав которой вошли европейские и латиноамериканской страны. Со стороны ЕС – Германия, Франция, Италия, Великобритания, Испания, Португалия, Швеция и Нидерланды. Со стороны латиноамериканских стран – Эквадор, Коста-Рика, Уругвай и Боливия. В ближайшие месяцы эта группа должна работать над тем, чтобы в Венесуэле состоялись перевыборы президента.

Мадуро, правда, этот вариант не понравился.

В воскресенье опальный венесуэльский лидер заявил, что мнение европейцев его не интересует, никаких досрочных выборов он проводить не будет.

Реакция европейцев не заставила себя ждать.

На нерешительность Брюсселя уже никто не обращал внимания. Страны ЕС одна за другой перешли "на сторону США".

Первым выступил премьер-министр Испании Педро Санчес, который был одним из инициаторов выдвижения ультиматума Мадуро. Он объявил: отныне правительство Испании признает Гуайдо временным президентом и прежде всего ждет от него назначения даты новых выборов "в кратчайшие сроки".

Швеция, которая на прошлой неделе продвигала в ЕС совместное заявление о поддержке Гуайдо (именно то, которое заблокировала Италия), также объявила о его признании временным президентом Венесуэлы.

В унисон с ними выступила Германия. "Гуайдо – тот человек, с которым мы контактируем и который должен как можно скорее инициировать избирательный процесс", – заявила Ангела Меркель. С похожим заявлением выступил президент Франции Эммануэль Макрона. Глава МИД Германии Хайко Маас анонсировал гуманитарную помощь венесуэльцам на сумму 5 млн евро, "как только это позволят политические обстоятельства".

Канцлер Австрии Себастьян Курц объяснил, что вынужден признать Гуайдо, поскольку Мадуро отказался проводить "свободные и честные выборы". С похожими заявлениями выступили главы МИД Дании и Нидерландов. Свою позицию определили не только ключевые страны ЕС, но и меньшие игроки – Польша, Литва, Латвия, Эстония, Португалия, Финляндия... Этот список неполный – президентство Гуайдо признало большинство государств ЕС.

Хотя некоторые страны, такие как Греция, Ирландия или Мальта, воздержались от признания Гуайдо, но призвали к новым выборам.

И, конечно, Италия свое мнение так и не изменила.

А еще одной европейской страной, которая осталась на старой позиции, стала Украина.

Осторожный Киев

В понедельник после обеда, когда большинство государств ЕС публично заявили о признании временного президента Венесуэлы, МИД Украины также сделал заявление.

В ней дипведомство сообщило, что позиция Киева неизменна. Лидер венесуэльской революции – не президент. Даже не временный. Да, он возглавляет парламент, но чтобы объявить выборы, этого недостаточно. Для этого он должен договориться с "другими руководителями политических сил Венесуэлы". То есть позиция – точно такая же, как у европейских "скептиков" вроде Италии или Мальты.

Источники "Европейской правды" уточнили, что это – осознанная позиция. Занимать сторону США в этом конфликте наша страна пока не планирует. "Да, мы знаем о заявлениях европейских партнеров, но остаемся на прежней позиции. С точки зрения международного права она безупречна", – пояснил один из собеседников.

А вот украинский дипломат, руководитель Майдана иностранных дел Богдан Яременко, известный критическим отношением к дипведомству, считает, что украинским дипломатам следовало еще с начала кризиса занять позицию США. "От нас поступила стыдливое заявление о поддержке парламента. И это удивительно, потому что Соединенные Штаты призвали поддержать нового президента, а они – наши союзники. Для нас самое важное – мнение США", – говорит Яременко.

Он считает ошибкой, что Украина "следует в фарватере ЕС, а точнее – неспособности ЕС достичь консенсуса в этом вопросе".

Важная деталь: на социалисте и популисте Мадуро Киев все же решился поставить крест.

В украинском заявлении говорится, что венесуэльский парламент является "единственным легитимно избранным органом власти" в Венесуэле, то есть бывшего президента мы таковым не признаем. Этой позиции не было в заявлениях Киева на прошлой неделе (были разве что намеки на это), в то время как ЕС, включая даже Италию, акцентировал на этом с начала кризиса.

Этот прогресс – это хорошо, но он не снимает вопроса: не стоило ли Украине, у которой есть свой опыт революций, выступить в авангарде поддержки венесуэльских революционеров? И хотя единственно правильного ответа на него, пожалуй, нет, МИД должен быть готов как к этой критике, так и к ответу на нее.

 
графика ВВС

Но на этом фоне есть и позитивная новость.

В то время как в Украине не всем нравится осторожность МИД, за границей ее порой не замечают.

Эту обновленную карту опубликовал в понедельник вечером сайт британской телекомпании ВВС, анализировавший позицию стран мира. Украина на ней обозначена как "государство, признающее Гуайдо временным президентом".

Остается надеяться, что эта ошибка ВВС окажется пророческой – и очень скоро позиция Украины действительно приблизится к большинству государств цивилизованного мира.

Авторы: Кристина Бондарева, Сергей Сидоренко,

"Европейская правда"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.