"Промышленный безвиз" не ко времени: почему Рада провалила присоединение Украины к соглашению ACAA

Пятница, 1 марта 2019, 12:41 — , , Европейская правда
Фото УНІАН

"Промышленный безвиз" для украинского экспорта в ЕС? К сожалению, такие амбициозные планы в очередной раз были перенесены на неопределенный срок.

Виной тому – провальное голосование по законопроекту №6235.

Документ, который входит в пакет изменений, необходимых для адаптации украинского законодательства к требованиям соглашения ACAA, получил поддержку лишь 185 депутатов. В Раде не нашлось голосов даже для того, чтобы отправить законопроект на повторное второе чтение.

Поэтому документ просто "убили", и тем самым перспективы упрощенного доступа на рынок ЕС были отложены на неопределенный срок.

Кто приложил руку к тому, чтобы навредить украинским экспортерам? Почему парламент, который меньше месяца назад триумфально внес изменения в Конституцию и пообещал вести государство в ЕС, на практике заваливает реальные шаги к сближению Украины с Евросоюзом? И почему в провале данного закона нужно винить не только парламент, но также правительство и лично президента?

Об этом и другом – в нашей статье.

Что теряет Украина

Прежде всего, несколько слов о соглашении ACAA.

Agreement on Conformity Assessment and Acceptance of Industrial Products (сокращенно ACAA) позволит отечественным экспортерам маркировать свою продукцию знаком СЕ и свободно продавать ее на рынке Евросоюза без дополнительной сертификации.

Читайте также
"Промышленный безвиз": чем важно соглашение ACAA и почему его подписание затягивается

По оценкам экспертов, потенциально это соглашение может охватить до пятой части украинского экспорта в ЕС, прежде всего продукцию машиностроения.

Но самое главное – только недавно ЕС дал Украине сигнал, что готов перейти к процедуре такого присоединения. После этого из Брюсселя в Киев должна была приехать оценочная миссия, от которой ждали составления некоего "плана действий" – аналогичного тому, что мы выполняли, когда шли к безвизу.

Также уже в конце марта в Брюсселе должно пройти заседание Регуляторного диалога между Украиной и ЕС. На нем должны были решить, как будет проходить процедура признания украинских сертификационных органов.

Источники ЕвроПравды свидетельствуют: на основании технических консультаций, состоявшихся на этой неделе, как раз накануне провального голосования, в ЕС дали сигнал о готовности к ускоренной подготовке соглашения АСАА с Украиной.

Вместо двух этапов подготовки (законодательная работа и проверка работы сертификационных органов) в Украине предлагали сделать эти работы параллельными и начать проверки, не дожидаясь завершения законодательных работ.

В конце концов, в ЕС согласились с таким планом, и инспекции могли начаться сразу после принятия двух базовых законопроектов.

Одним из них был №6235.

Его провал накануне переговоров в Брюсселе стал настоящим "самострелом" для Украины.

Этим объясняется жесткая критика парламента от вице-премьера по евроинтеграции Иванны Климпуш-Цинцадзе.

"Люди, которые совсем недавно, во время голосования за изменения в Конституцию, пытались выдать себя обществу за евроинтеграторов, только что в очередной раз продемонстрировали, что выполнение Соглашения об ассоциации для них – такое же пустое обещание, как и остальные лицемерные лозунги "за все хорошее и против всего плохого". Как только дошло до дела – отдельные интересы взяли верх, и парламент снова отложил нашу экономическую интеграцию с ЕС", – написала она.

Что произошло в Раде?

Самое абсурдное в провальном голосовании Рады – то, что ни один мощный центр влияния в стране не был заинтересован в его провале.

У закона не было "врагов".

Проблема, скорее, в том, что у него не нашлось и "друзей" – мощных лоббистов.

Именно поэтому евроинтеграционный законопроект находится на рассмотрении Рады целых два года! Ровно год ушел на его принятие в первом чтении, еще год его никак не удавалось включить в повестку дня для принятия в целом. И в четверг 231 голос для его внесения в повестку дня нашли только в самом конце дня.

Но прямо перед ним Рада рассматривала "вопрос дня" – мегалоббистский законопроект (№9474), который повышал таможенные ставки на экспорт металлолома, одновременно продолжая действие вывозной пошлины еще на два года.

"Если бы законопроект ACAA стоял перед металлоломом – его бы приняли", – такую ​​оценку приходилось слышать от многих. Мол, депутаты (многие из которых, по правде говоря, имели финансовую выгоду от этого голосования) после принятия закона о металлоломе просто покинули сессионный зал и пошли в буфет праздновать.

Но самое главное – то, что перед уходом из зала несколько десятков депутатов отдали свои голоса за начало рассмотрения законопроекта АСАА, запустив процедуру, по итогам которой законопроект ACAA должны были принять – или "убить". А уйдя из зала после этого, они сделали неизбежным именно второй вариант.

И когда выяснилось, что голосов в Раде нет, спикер Андрей Парубий не смог "пробить" даже решение о том, чтобы отправить документ на повторное второе чтение. Как следствие, крайне нужный законопроект был просто уничтожен.

Кто против Ассоциации?

Что произойдет с документом теперь? Реально ли его "оживить"?

К сожалению, стараниями депутатов, вернуться к рассмотрению этого проекта теперь невозможно. Его необходимо заново регистрировать и проходить "с нуля" всю процедуру, которая, напомним, перед этим заняла ровно два года. К тому же, если руководствоваться буквой закона, подавать новый проект можно будет только на следующей сессии – то есть в новом созыве Верховной рады.

К счастью, часть этих ограничений можно обойти. А в идеальном варианте есть возможность принять закон еще даже до конца весны.

Первый вице-спикер Ирина Геращенко уже пообещала зарегистрировать "клон" законопроекта уже в ближайшее время. Вот только для его успешного рассмотрения нужны две вещи: желание депутатов и желание правительства.

Пока не заметно ни первого, ни второго. Причем и противников у закона нет – всем просто "по барабану".

Но стоит отдельно остановиться на событиях в Раде. Кто же приложил руку к тому, чтобы закон был "убит"?

Прежде всего, очень большие претензии есть к Блоку Петра Порошенко.

Из крупнейшей фракции, которая насчитывает 135 членов, за закон проголосовали всего 55 (а за повторное рассмотрение – вообще 50) депутатов. Более того, более полусотни парламентариев присутствовали в Раде (это – данные электронной системы), но не поддержали проект! А этих голосов было бы более чем достаточно для его принятия!

Интересно, что 30 депутатов БПП оказались среди тех, чьи голоса запустили рассмотрение проекта – и кого не оказалось в зале во время финального голосования. На них лежит значительная доля вины за провал Украины на нынешнем этапе борьбы за "промышленный безвиз".

Это – парламентарии из самых разных групп, которых сложно совместить одной целью. Среди них и политтехнолог Порошенко Грынив и его одиозный штабист Березенко, и в то же время – оппозиционный член БПП Найем и даже и.о. председателя евроинтеграционного комитета Рады Ионова!

Странное сочетание, не так ли? Но у него может найтись объяснение.

Часть депутатов могла реально не чувствовать, что проект важен. И правительство Гройсмана (вместе с президентом Порошенко) сделало все для того, чтобы создать это впечатление у депутатов.

Правительство, которому все равно

На позиции Кабмина стоит остановиться отдельно.

Хотя формально законопроект был внесен депутатами, Минэкономразвития активно участвовало и в его подготовке, и в доработке. Однако в решающий момент ни один представитель правительства не присутствовал в Раде. А без "разъяснительной работы" шансы даже самого прогрессивного законопроекта крайне малы.

Собственно, в руководстве МЭРТ вообще нет человека, который продвигал бы подписание АСАА. Пожалуй, единственный чиновник, который постоянно вспоминает о соглашении – вице-премьер Иванна Климпуш-Цинцадзе.

ЕвроПравда уже писала об этой проблеме. К концу прошлого года мы вообще ни разу не слышали о АСАА ни от главы государства, ни от премьера.

После медийной критики Порошенко сделал выводы и объявил АСАА "новым приоритетом Украины" в facebook-посте, но на практике это изменило немногое. А в политике правительства изменений не заметно вообще, и события в Раде это в очередной раз доказали.

Провал голосования в Раде существенно ухудшает наши перспективы быстро получить "промышленный безвиз" хотя бы для первых групп товаров.

Исправить ситуацию может только срочное внесение нового законопроекта со статусом неотложного. Такое право есть у президента – однако пока Петр Порошенко ни одним словом не прокомментировал происходящее. Хотя возможностей для пиара здесь достаточно – было бы желание.

Да, шанс исправить ситуацию еще есть, но действовать нужно как можно скорее.

И если этого не произойдет, для ЕС это послужит четким сигналом, что для руководства нашего государства евроинтеграция часто ограничивается политическими лозунгами.

Ведь легко и электорально выгодно внести и принять изменения в Конституцию о том, что наше государство хочет двигаться в ЕС. Но в реальности это движение определяют реальные дела, которые собственно и являются евроинтеграцией. И вот здесь успехов у Украины гораздо меньше.

Авторы: Сергей Сидоренко, Юрий Панченко,

"Европейская правда"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua