Участие в госзакупках ЕС. Сложно, но возможно

Пятница, 28 августа 2015, 09:43 — Веста Малолитнева, Институт экономико-правовых исследований НАНУ

Автономный преференциальный торговый режим ЕС действует для Украины с апреля прошлого года. Впрочем, даже учитывая льготные условия торговли с Евросоюзом, только треть украинских экспортеров воспользовались этими преимуществами.

Одна из причин этого – неиспользование всех возможных средств доступа к рынкам ЕС.

Одним из таких средств выступают государственные закупки.

При этом именно участие в государственных закупках стран ЕС облегчает экспорт для производителей, в отличие от сложного пути продвижения товара на рынок ЕС, его рекламы, налаживания прямых связей с европейскими партнерам и тому подобного.

Объем рынка государственных закупок ЕС, например, в 2011 году, составлял 2 406 млрд евро, что означает значительные закупочные возможности для украинских поставщиков.

Конечно, компании из стран, не входящих в ЕС, могут рассчитывать лишь на небольшую долю этого "пирога".

Согласно официальным данным, в пределах прямых трансграничных закупок 88% договоров о закупке были заключены с поставщиками из других стран-членов ЕС. Согласно отчету Европейской комиссии, самыми успешными в осуществлении прямых трансграничных закупок были поставщики из Австрии, Нидерландов, Бельгии, Германии, Соединенного Королевства.

Из оставшихся 12% треть договоров была присуждена участникам из Швейцарии. По 1% приходится на другие страны: Турцию, Канаду, Китай, США.

Согласно опросам субъектов хозяйствования ЕС относительно трансграничных государственных закупок, одним из основных препятствий для участия в таких закупках выступает высокий уровень конкуренции с национальными поставщиками.

Предприятия отмечают, что согласно их опыту заказчики отдают предпочтение национальным участникам. Более того, Европейская комиссия в отчете о трансграничных закупках отмечает участие страны в еврозоне как один из факторов, влияющий на прямые трансграничные закупки. Указанное свидетельствует о невысоком уровне прямых трансграничных закупок в ЕС и незначительном присутствии на рынке государственных закупок ЕС поставщиков из других стран, которые не являются членами ЕС.

Именно поэтому украинские участники, решившие принять участие в закупках ЕС, должны заранее подготовиться и к ряду потенциальных препятствий, с которыми они могут столкнуться.

Языковой барьер

Если проанализировать объявления о закупках на официальном портале ЕС по госзакупкам, следует сделать вывод, что в большинстве случаев заказчики требуют от потенциальных участников готовить свое предложение на официальном языке соответствующей страны ЕС, например, испанском, польском или португальском, что потребует определенных усилий от украинских участников.

Согласно последнему официальному отчету Европейской комиссии о трансграничных закупках, больше всего таких закупок проводится между членами ЕС с одинаковыми или схожими языками.

Опрос субъектов хозяйствования ЕС об их участии в трансграничных закупкам показал, что именно языковые барьеры выступают одним из наибольших препятствий для участия в таких закупках.

Например, для малых и средних субъектов хозяйствования обращение к услугам переводчиков является обязательным условием для участия в государственных закупках соответствующей страны ЕС. С широким использованием цены в качестве критерия оценки предложения, предложение украинского поставщика в некоторых случаях может оказаться неконкурентоспособным, поскольку он будет закладывать в цену затраты на техническую подготовку. Следует быть готовым, что ресурсы для участия в трансграничных закупках значительно выше тех, которые необходимы для участия во внутренних закупках.

Особенности правового регулирования государственных закупок в странах ЕС

Украинский поставщик должен ознакомиться с официальными нормативно-правовыми актами страны, в закупках которой он планирует участвовать, ведь несмотря на действие Директив ЕС по государственным закупкам, каждая страна ЕС может иметь свои особенности проведения закупок.

Согласно ст. 288 Договора о функционировании ЕС директива обязательна для каждого государства-члена, которому она адресована, только в отношении ожидаемого результата, оставляя при этом право выбора форм и методов за национальным органом власти.

Доступ к информации о государственных закупках небольшой стоимости

Поставщику следует иметь в виду, что на официальном веб-портале государственных закупок ЕС размещаются сообщения только о государственных закупках, превышающих соответствующие пороговые показатели, то есть суммы, при достижении и превышении которых необходимо руководствоваться детальными правилами законодательства.

Как уже было отмечено выше, рынок государственных закупок ЕС значителен по объему.

При этом, согласно данным Европейской комиссии, большая часть госзакупок в ЕС не охватывается правилами Директив ЕС по государственным закупкам.

Так, пороговые показатели настолько высоки, что в 2011 г. только 17,7% всех расходов, которые идут на государственные закупки, осуществляются в соответствии с Директивами ЕС по госзакупкам.

Кроме того, некоторая часть закупок подпадает под определенные исключения.

Таким образом, примерно 80% европейских госзакупок не охватываются Директивами ЕС.

При этом, согласно оценкам Европейской комиссии, общая стоимость государственных закупок, превышавших пороговые показатели в 2010 г., составляла примерно 447 млрд евро (3,7% ВВП), что все равно составляет внушительные закупочные возможности для украинских поставщиков.

Следует отметить, что согласно практике Европейского суда заказчики должны обеспечить доступ поставщиков к закупкам, которые не охватываются Директивами ЕС, в частности, они обязаны распространить информацию о таких закупках способом, который позволяет обеспечить достаточный уровень конкуренции. При этом не установлено требование публиковать такую информацию на официальном веб-портале ЕС по государственным закупкам.

Следовательно, если участника интересуют закупки, которые по стоимости меньше пороговых показателей, он должен самостоятельно осуществлять поиск таких объявлений, например, на национальных веб-порталах или в изданиях страны-члена ЕС.

В данном случае украинский поставщик снова может столкнуться с языковым барьером, когда объявления будут размещать на государственном языке страны. Например, в Польше объявления о государственных закупках, которые не превышают пороговые показатели (5 186 000 евро для работ и 134 000 евро для товаров и услуг) публикуются в Бюллетене государственных закупок, где вся информация содержится на польском языке.

Высокая стоимость европейских закупок

Украинские поставщики должны быть готовы к тому, что стоимость закупок ЕС высока. Согласно информации о закупке, размещенной на официальном веб-портале ЕС по госзакупкам, стоимость закупок, превышающих пороговые показатели, в 2011 году составила:

1) 1% закупок – стоимостью 37 млн евро и более;

2) наибольшая стоимость закупки зафиксирована в размере 350 млн евро;

3) средняя стоимость закупок работ составила примерно 3 млн евро;

4) средняя стоимость закупок услуг составляла 1 млн евро;

5) средняя стоимость закупки товаров составила 450 тыс. евро.

Применение в закупках стандартов в сфере охраны окружающей среды

Надо быть готовыми и к закупкам с "жесткими" требованиями, касающимися охраны окружающей среды, ведь

в ЕС государственные закупки выступают не только средством повышения уровня конкуренции и эффективного использования государственных средств, но и достижения целей в ряде других сфер: охрана окружающей среды, труда, внедрение инноваций и др.

В Евросоюзе была принята стратегия "Европа–2020", определяющая три движущих фактора экономического развития:

1) развитие экономики на основе инноваций;

2) содействие развитию низкоуглеродной, ресурсосберегающей и конкурентоспособной экономики;

3) содействие высокой занятости.

Именно государственным закупкам отведена важная роль в достижении указанных целей. В ЕС признана необходимость установления как обязательных требований к товарам или услугам (например, максимальные уровни для использования энергии, вредных для окружающей среды веществ), так и альтернативных (например, 60% всех закупок должны быть экологически чистыми).

В частности, в ЕС уже принят ряд нормативных актов, которыми установлена обязанность заказчиков выдвигать требование по определенному уровню энергоэффективности.

Например, они касаются офисного оборудования, при приобретении которого заказчики должны учитывать минимальные требования по энергоэффективности, которые установлены в Регламенте по маркировке энергоэффективности офисного оборудования; закреплены направления дальнейшей закупочной политики заказчиков, которая заключается в проведении мероприятий по энергоэффективности, а также содействие строительства и использования ресурсосберегающих общественных зданий. Так, согласно Директиве об энергообеспечении зданий, для снижения энергетической зависимости с 1 января 2019 г. все новые здания, которые будут принадлежать государственным заказчикам, должны иметь нулевой уровень потребления энергии и т.п.

Экологические требования и критерии проходят сквозь весь текст новых Директив ЕС по государственным закупкам и могут предъявляться участникам на любой стадии государственной закупки.

* * * * *

Таким образом, Соглашение о свободной торговле с ЕС предоставляет украинским субъектам хозяйствования значительные шансы и возможности в получении доступа к одному из крупнейших в мире рынков государственных закупок.

Впрочем, отечественным поставщикам следует иметь в виду, что в случае принятия решения об участии в государственных закупках страны-члена ЕС необходимо заранее провести детальный анализ законодательства по госзакупкам соответствующей страны, быть готовым к языковым барьерам, а также высокому уровню конкуренции с местными поставщиками и участниками из других развитых государств ЕС.

 

Автор: Веста Малолитнева,

ведущий юрист отдела проблем модернизации хозяйственного права и законодательства

Института экономико-правовых исследований НАН Украины

 

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора. 

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: