Выполнение ассоциации – промежуточные результаты неутешительны

Вторник, 19 июля 2016, 09:05 — Любовь Акуленко, Украинский центр европейской политики

Бывший чиновник Хорватии, а теперь депутат Европейского парламента Андрей Пленкович, находясь в июне с официальным визитом в Украине, поделился, что нашей стране в определенной степени повезло с Соглашением об ассоциации. Ведь, по его словам, когда Хорватия стала страной-кандидатом на членство в ЕС, требования к адаптации законодательства были очень жесткими.

Были установлены жесткие сроки по разным направлениям, которые Евросоюз строго контролировал. Чтобы справиться со всем этим, правительство Хорватии каждое заседание начинало с вопроса, касающегося выполнения требований ЕС и адаптации законодательства.

Таким образом они смогли выдержать динамику и выполнить все задачи.

Почему же Украине повезло? Андрей Пленкович считает, что это хорошо, когда у тебя есть выбор – что ты принимаешь сейчас, а что позже. Так ты можешь более гибко подходить к этому процессу.

Соглашение об ассоциации дает Украине возможность гибкости, хотя на самом деле имеет очень много четких сроков по адаптации законодательства.

Мы в рамках ОО "Украинский центр европейской политики" проанализировали обязательства, которые Украина должна выполнить в рамках Соглашения об ассоциации за последние полтора года, начиная с 2014-го, когда Соглашение официально начала вступать в силу. Больше всего нас интересовало, как Украина продвигается с адаптацией своего законодательства к европейскому, то есть насколько успешно мы принимаем законы, которые помогут нам внедрить стандарты ЕС почти во всех сферах нашей жизни.

Вот к каким выводам мы пришли.

Первое и приятное.

Украина, фактически воспользовавшись советом Андрея Пленковича, в некоторых сферах начала работу заранее, а именно в сфере Глубокой и всеобъемлющей Зоны свободной торговли (ЗСТ+) по таким направлениям, как государственные закупки, прозрачность добывающих отраслей, техническое регулирование и санитарные и фитосанитарные меры.

Официально выполнение этих обязательств запланировано с момента вступления в силу ЗСТ+ (1 января 2016 года), однако Украина начала делать это еще в 2014 году.

Было принято рамочное законодательство в сфере безопасности пищевых продуктов, стандартизации, метрологии и технического регулирования. Адаптация законодательства в сфере государственных закупок способствовала внедрению в Украине прогрессивной электронной системы государственных закупок ProZorro.

Такое быстрое продвижение, скорее всего, было обусловлено тем, что с 2014 года Россия постепенно закрывает свой рынок для украинских товаров, а выход на европейский рынок был закрыт из-за того, что в Украине не было измененного законодательства, которое дало бы возможность нашим производителям перейти на европейские стандарты.

Второе и неприятное.

Однако по результатам нашего мониторинга

Украина в полной мере не выполнила ни одного обязательства, которые четко определены в Соглашении на период с 2014 по первое полугодие 2016 года.

А это принятие 15 актов ЕС в сферах энергетики, транспорта, окружающей среды и общественного здоровья и отдельного программного документа Всеобъемлющей стратегии имплементации законодательства в сфере санитарных и фитосанитарных мер.

За отчетный период мы только начали выполнять свои обязательства во всех вышеупомянутых сферах, но с разной скоростью, результативностью и спецификой. Большинство выполнено частично или соответствующие законопроекты еще находятся на рассмотрении Верховной рады.

Более детальный анализ вышеупомянутых сфер показывает, что, несмотря на то, что мы не можем сказать, что Украина полностью выполнила обязательства, определенные в соглашении до первого полугодия 2016 года, наиболее эффективно происходит работа в энергетические сфере, а именно в рамках директив, которые регулируют газовый рынок.

В этой сфере законодательство было в большинстве адаптировано к требованиям Третьего энергетического пакета ЕС после принятия рамочного закона №2250 "О рынке природного газа". Также было принято подавляющее большинство вторичного законодательства, которое необходимо для проведения реальной реформы газового сектора в Украине.

В то же время полная имплементация европейских норм произойдет только после принятия законодательства, регулирующего право собственности в сегменте газораспределительных сетей, создание независимого регулятора на рынке и завершение разделения НАК "Нафтогаз Украины".

 

Изменения в секторах электроэнергетики и энергоэффективности являются фрагментарными и значительно отстают от графика, определенного обязательствами Украины перед Энергетическим сообществом.

В сфере транспорта адаптация законодательства происходит медленно, без соблюдения сроков Соглашения. Сейчас Украина имеет три обязательства в сфере автомобильного транспорта (повышение норм безопасности на автомобильном транспорте) и перевозки опасных грузов.

Министерство инфраструктуры разработало и подало в Верховную раду Украины законопроект №4683 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере автомобильного транспорта с целью приведения их в соответствие с актами ЕС" и законопроект №4374 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения их в соответствие с законодательством ЕС в сфере перевозки опасных грузов", которые полностью соответствуют европейским директивам.

Однако до сих пор эти законопроекты не были рассмотрены, несмотря на то, что министерство подало их вовремя.

В сфере общественного здоровья имплементация обязательств является медленной, а на некоторых этапах – формальной. Украина обязалась создать сеть для контроля за инфекционными заболеваниями на нашей территории и для постоянного обмена этой информацией с ЕС. Однако приказы, которые разработало Министерство здравоохранения в области инфекционных заболеваний, адаптированы к устаревшим директивам. В процессе адаптации законодательства не вносятся изменения в действующее законодательство, что в будущем повлечет проблемы с дублированием в законодательстве и невозможностью их выполнения. Рекомендация ЕС по созданию Центра общественного здоровья выполнено лишь формально, ведь на практике Центр еще не начал свою работу.

В сфере защиты окружающей среды Украина должна выполнить лишь одно обязательство, которое касается защиты диких птиц. Процесс его адаптации, а именно ст. 4.2 директивы, идет очень медленно.

Украина начала процесс создание Изумрудной сети на территориях уже существующих заповедников, но это не имеет никакого отношения к имплементации директивы, поскольку ст. 4.2 директивы требует создания специальных "птичьих заповедников" по всей территории Украины на законодательном уровне со специальным режимом защиты этих заповедников. Пока что этого не происходит.

Анализ программных обязательств показал, что Украина выполнила соответствующее требование и приняла 24 февраля Всеобъемлющую стратегию имплементации законодательства в сфере санитарных и фитосанитарных мер. Однако пока процесс не завершен, поскольку Стратегия находится на стадии согласования с Европейской комиссией.

Что можно сказать в качестве выводов?

Главная проблема неспешной адаптации украинского законодательства – это медленное рассмотрение евроинтеграционного законодательства Верховной радой.

Соответственно, на данном этапе, чтобы решить эту проблему, мы рекомендуем разработать и внедрить механизм ускоренного прохождения законопроектов, которые направлены на выполнение Соглашения.

Например, можно ввести процедуру отдельного сессионного дня для голосования за евроинтеграционные законы или определить для этого четкое время в ходе каждого сессионного дня. 

 

Автор: Любовь Акуленко,

координатор ОО "Украинский центр европейской политики"

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.