Украинская община в Польше в опасности: а что делает Киев?

Четверг, 28 сентября 2017, 17:00 — Аскольд Лозинский, экс-глава Всемирного конгресса украинцев

"Европейская правда" подробно отслеживает непростые тенденции в отношениях Украины и Польши. Сложно отрицать, что за последние годы наши отношения существенно ухудшились. Есть ли выход из текущего состояния? И активна ли Украина в поиске этого выхода?

Мы публикуем колонку экс-президента Всемирного конгресса украинцев и с готовностью рассмотрим возможность публикации встречной колонки – от тех, кто исповедует другое мнение.

* * * * *

В последние полтысячелетия украинско-польские отношения были, мягко говоря, напряженными. Это включало не менее трех оккупаций украинской территории поляками и обвинения в геноциде с обеих сторон.

Однако в 1991 году, когда украинцы провозгласили свободное и независимое Украинское государство, Республика Польша была чуть ли не первой страной, признавшей ее независимость.

Периодическое сближение Польши с Украиной, несмотря на историю, не выглядело таким уж странным в связи с недавним господством Советской России, острой памятью о том, что произошло в Венгрии в 1956 году и Чехословакии в 1968 году. И с пониманием обеими сторонами, что сегодняшняя Российская Федерации юридически и по духу – наследница империи.

Независимую Украину Польша рассматривала как буфер от России, постоянного источника беспокойства для обеих стран. Украинско-польские отношения были хорошими или, по крайней мере, практичными почти во всех сферах, включая исторические вопросы, и решались диалогом.

Но с тех пор, как в Польше к власти пришла партия "Право и справедливость", кажется, все изменилось.

В последние годы украинское меньшинство в Польше стало преследоваться. Шовинистические элементы постепенно почувствовали, что их антиукраинская деятельность теперь не только безнаказанна, но даже поощряется властью.

Юго-восточная территория современной Польши ранее считалась частью Украины если не политически, то этнографически, так как до 1947 года здесь была большая концентрация украинцев. В 1947 году польское коммунистическое правительство насильно переместило эту этническую украинскую общину на дальний северо-запад Польши, на территорию, которая до Второй мировой войны принадлежала Германии.

Цель этой насильственной акции, которую многие осудили как попытку геноцида украинцев, заключалась не только в переселении, но и в "решении украинской проблемы в Польше". Этот особый язык даже был использован в секретной директиве для этой акции.

Украинцы должны были быть переселены с целью их уничтожения как этнического объединения.

После 1989 года и восстановления независимой (уже не советской сателлитной) демократической польской республики некоторые украинцы из северо-западной Польши вернулись на свои традиционные земли. Там они эксгумировали и похоронили своих давно убитых гражданских предков, а также погибших воинов Украинской повстанческой армии, боровшихся с советами и польскими коммунистами на польской территории после 1945 года.

Большинство бывшего имущества украинской общины и церквей, которые были захвачены польским коммунистическим правительством в конце 1940-х годах, остались за их новыми владельцами, но единичные объекты были возвращены этнической украинской общине.

Именно эти здания, церкви, мемориалы, памятники и могильные надгробия стали объектами недавних нападений шовинистических элементов польского общества, которые, возможно, были санкционированы нынешним режимом.

Одобрение этих действий государством проявляется в различных формах, даже в виде официальных заявлений, но в основном через невозможность расследования или судебного преследования.

Один из последних примеров – нападение польских хулиганов на религиозную процессию в Перемышле, бывшем украинском городе, с криками: "Польша для поляков", при недостаточной или полностью отсутствующей защите со стороны правоохранителей.

Недавно я направил постоянному представителю Республики Польша при Организации Объединенных Наций хронологию недавних нападений на украинцев в Польше – на четырех страницах.

Этот документ был подготовлен Объединением украинцев Польши. Ответа не последовало.

Аналогичная хронология, подкрепленная ссылками, будет передана генеральному секретарю ООН, Совету ООН по правам человека и его верховному комиссару, а также 192 другим странам-членам ООН.

То, чего добивается организованная украинская община в Польше (а украинцев в Польше сегодня миллион) – это простое соблюдение Устава ООН и Всеобщей декларации ООН о правах человека. Со временем этот документ будет передан и в Европейскую комиссию, Совет Европы и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Эти события – угроза не только для украинской общины в Польше. Отсутствие уважения к правам человека и правам меньшинств – вызов в отношениях между нашими странами.

Но что делает Украина?

Постоянный представитель Украины при ООН решил этим вопросом не заниматься. Именно так он ответил на мое обращение.

Похоже, что нынешние представители Украины не отдают себе отчета в том, что они делают. И именно видя отсутствие их активности, поляки могут себе позволять издеваться над нами.

Но тогда народ будет защищать себя сам. 

 

Автор: Аскольд Лозинский,

президент Всемирного конгресса украинцев (1998-2008 гг.)

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.