Комплекс старшего брата вместо диалога: как спасти отношения с Польшей

Среда, 8 ноября 2017, 15:56 — , Украинский институт национальной памяти

Прежде всего, нужно признать – история Европы чрезвычайно сложна, конфликтные ситуации были между всеми соседними народами.

Но сама идея Европейского Союза в том и состояла, что эти конфликты нужно оставить в прошлом, доверив их исследование историкам. Поэтому вопрос исторических недоразумений уже давно не является основанием для внешнеполитического курса страны.

Такая же ситуация еще недавно была и в отношениях Украины и Польши. Очевидно, что в отношениях между нашими народами есть немало трагических моментов, но было сделано все возможное, чтобы преодолеть их и перейти к решению насущных проблем и выстраивания добрососедских взаимоотношений.

Мы решили строить свои отношения на христианском принципе "прощаем и просим прощения". И по моему мнению, это единственный возможный путь преодоления исторических травм.

Но за последние пару лет ситуация изменилась.

Новая польская власть решила, что поднятие исторических обид на щит является эффективным инструментом наращивания собственного политического рейтинга. Жертвой этой политики стали отношения с Украиной.

Уже сейчас можно сказать, что нынешний уровень наших отношений с Польшей – наихудший за последние десятилетия. Причем все недоразумения базируются на попытках навязать Украине свое видение истории.

В основе последних споров – решение украинской стороны о приостановлении легализации незаконных польских памятников на украинской территории и выдачи разрешений на поисковые работы. В общество вбрасывается тезис, что такое решение Института национальной памяти стало эмоциональным ответом на уничтожение украинского монумента в Грушовичах в апреле этого года.

Но это не соответствует действительности. На самом деле такой шаг УИНП стал ответом на 15 случаев вандализма, совершенных против украинских памятников и захоронений при отсутствии реакции польской власти.

Последнее – принципиальный момент, ведь он иллюстрирует разницу в подходах Польши и Украины.

Да, акты вандализма произошли и в Украине – в отношении польских памятников. Но эти действия были единогласно осуждены всеми политическими силами, включая праворадикалов, а сами монументы были сразу же приведены в нормальный вид. В конце концов, недавно СБУ и МВД отчитались об аресте провокаторов, совершивших это надругательство.

При этом с польской стороны мы видим красноречивое молчание. Или даже одобрение действий вандалов – Министерство культуры и польский Институт национальной памяти назвали действия в Грушовичах законными.

Именно такое сознательное нежелание реагировать на явно противозаконные действия и стало основанием для решения УИНП.

В ответ польская сторона сразу же назначила нас виновными в разжигании вражды, предложив перенести украино-польский исторический диалог по этому вопросу на более высокий уровень. Конечно, в таком случае появляется шанс "продавить" нужные решения в общем пакете с экономическими или иными договоренностями.

Подобная стратегия с польской стороны работала последние двадцать лет. Именно так на территории Украины был установлен ряд монументов или их элементов. Наиболее яркие примеры – польский мемориал в Быковне (установлен без каких-либо согласований с украинской стороны, только волевым решением тогдашнего президента Януковича), не предусмотренные договоренностями изменения в мемориале "Кладбища орлят" во Львове (сначала установлен так называемый "Меч-щербец", затем – попытка установить фигуры львов).

В конце концов, получается, что "антипольскими лицами" нас делают попытки всего лишь следовать украинскому законодательству. Следует подчеркнуть – попытка следовать украинскому законодательству в Украине.

Как выйти из этой ситуации?

Все украинские предложения озвучены. Мы предлагаем легализовать все незаконные памятники, как с украинской стороны границы, так и с польской, по принципу "все на все". Польшу это предложение не устраивает, но собственных предложений там не выдвигают.

Отсутствие диалога ставит перед Украиной вопрос: что делать с нелегальными польскими памятниками? Копировать действия Польши?

Но принципиальная позиция Украины – не поддаваться на такие провокации. Именно поэтому мы воздерживаемся от таких действий, ожидая отказа Варшавы от курса на конфронтацию.

Считаем, вопрос вполне может быть решен специально уполномоченными для этого структурами. Неприемлемы попытки польской стороны устранить из переговорного процесса неудобных ей партнеров.

Непродуктивными являются и попытки переносить выяснение этого вопроса на высший политический уровень (вплоть до президентского). Такой подход – это лишь способ дальнейшей эскалации и обострения отношений.

Польские политики должны отказаться от соблазна воспользоваться ухудшением польско-украинских отношений для получения политических дивидендов на внутреннем рынке.

Соревнования между ними, кто сильнее и больнее ударит по Украине, ставят под сомнение публичные заверения в необходимости сохранения добрососедских отношений.

Министр иностранных дел Польши господин Ващиковский говорил, что его страна, "стиснув зубы", ждала, когда украинцы изменят свое отношение к своему прошлому. Между тем украинцы, стиснув зубы, защищают свое и соседних стран будущее в войне с Россией. 

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.