Потеснить хамон: как сделать украинское мясо модным в мире

Вторник, 26 декабря 2017, 10:47 — , заместитель главы Минагрополитики

2017 год доказал: Украина – сильный аграрный экспортер. По результатам десяти месяцев 2017 года экспорт украинской аграрной продукции достиг серьезных результатов и составил $14,7 млрд. Тройку лидеров-импортеров уже несколько лет подряд занимают страны Азии, ЕС и Африки, а наиболее популярными товарами нашего агроэкспорта являются масличные и зерновые культуры, масло подсолнечное, мясо птицы, сахар, шоколад, мед.

Впрочем, наши мощности не используются в полной мере. И это стимулирует нас продолжать активную работу в направлении географической и товарной диверсификации, концентрируясь на продукции с добавленной стоимостью.

Говоря о развитии производства пищевой продукции с добавленной стоимостью и о нереализованных возможностях нашего аграрного сектора, хочу подробнее остановиться на мясной промышленности, особенно производстве говядины.

Уверена, что эта продукция имеет все шансы стать настоящим прорывом в структуре нашего агропроизводства и экспорта и занять уверенные позиции среди наших товаров-лидеров.

Два фактора, сдерживающие отрасль

Наиболее распространенными видами мяса, производимыми в нашей стране, являются курятина, свинина и говядина. Но если отрасль птицеводства в Украине уже работает по стандартам ЕС и ее продукция активно экспортируется, а производство свинины почти покрывает спрос на внутреннем рынке (хотя сейчас страдает от ситуации с АЧС), то в плане производства и реализации говядины есть еще большой фронт работ.

Сначала несколько цифр. По статистическим данным, на 1 декабря 2017 года во всех категориях хозяйств содержалось 3904,3 тыс. голов крупного рогатого скота (КРС). Львиная доля от общего поголовья крупного рогатого скота приходится именно на личные хозяйства – 2727,9 тыс. голов, а в сельскохозяйственных предприятиях – 1176,4 тыс. голов. Фактически на сегодняшний день в большинстве случаев речь идет не о производстве или экспорте говядины, а о реализации телятины.

Такая несбалансированность является первым проблемным моментом отрасли.

По информации наших коллег из Украинского клуба аграрного бизнеса, за январь-октябрь 2017 года всеми категориями украинских хозяйств было реализовано на убой 4046 тыс. голов, из которых 1189 тыс. голов – это доля, реализованная сельскохозяйственными предприятиями, а 2857 тыс. голов приходится на хозяйства населения. За тот же период было произведено 259,4 тыс. тонн говядины, где 77,7 тыс. тонн – это доля производства сельскохозяйственных предприятий, а 181,7 тыс. тонн – хозяйств населения.

А вот по экспорту украинского живого КРС в 2016 году наблюдалась довольно оживленная динамика. В прошлом году экспортная выручка от реализации составила $26,4 млн. На активизацию экспорта повлиял более активный поиск рынков сбыта в условиях введения торгового эмбарго со стороны Российской Федерации.

Главным покупателем украинского живого КРС стал Египет, куда было поставлено 67,1 тыс. голов – Украина заняла уверенное третье место среди крупнейших поставщиков живого скота в Египет в 2015-2016 годах.

Интересно отметить, что экспорт свежей украинской говядины по результатам 9 месяцев 2017 года составил 8,5 тыс. тонн ($21,8 млн). Почти вдвое увеличился показатель экспорта мороженой говядины за тот же период – он составлял 21,6 тыс. тонн ($61,5 млн). Здесь нашими крупнейшими импортерами стали Беларусь, Азербайджан, Грузия, Ирак, Казахстан.

Вторым проблемным моментом сферы выращивания КРС в Украине на сегодня является недостаточный спрос на внутреннем рынке, так как говядина традиционно во всех странах мира дороже по сравнению с другими видами мяса. Ну и к тому же свинина исторически в Украине более популярна.

Экспорт, или шаг к успеху №1

Первоочередные шаги, которые дадут толчок развитию отрасли мясного животноводства в Украине уже в краткосрочной перспективе – это именно поддержка экспортного направления с параллельной работой над развитием внутреннего рынка сбыта.

При этом в первую очередь необходимо понимать, что говядина – это диетический продукт, который не имеет ограничений на многих рынках по религиозным соображениям, в отличие от свинины. Поэтому для данной продукции характерен большой потенциал экспорта по всему миру.

Но украинским производителям говядины, которые решили экспортировать продукцию, необходимо приспосабливаться к условиям ведения бизнеса на внешних рынках с самого начала. Речь идет о высоком качестве и глубокой переработке мясопродукции.

Такой товар, как живой скот и полутуши говядины, имеет низкую добавленную стоимость. Мировые рынки заинтересованы в поставках фасованных вырезок и стейков, замороженных и упакованных субпродуктов и других видов переработанной мясной продукции.

По оценкам ФАО, в 2015 году крупнейшими производителями говядины в мире стали США – 15%, Бразилия – 14%, ЕС – 12% и Китай – 10%. Главные покупатели на сегодня – страны Ближнего Востока и Южной Африки, но с каждым годом спрос на импорт говядины в мире растет на 8%, или на $2 млрд.

Сегодня в поставках украинской говядины уже заинтересованы страны Северной Африки, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии.

В конце мая между Госпродпотребслужбой и Генеральной администрацией надзора за качеством, инспекции и карантина КНР (AQSIQ) был подписан Протокол инспекционных, карантинных и ветеринарно-санитарных требований по открытию рынка Китая для экспорта украинской замороженной бескостной говядины.

Кроме того, в поставках украинской говядины в объемах 2,5 тыс. тонн ежемесячно заинтересован израильский рынок. А компании этой страны готовы помогать украинским производителям и экспортерам в получении необходимых сертификатов кошерности и в решении других ветеринарных вопросов.

Впрочем, одним из стратегических рынков для украинской говядины остаются страны ЕС. Но для выхода на него нашим ключевым домашним заданием является обеспечение мониторинга губчатой ​​энцефалопатии крупного рогатого скота.

Минагрополитики и Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей продолжают активную работу в этом направлении. Это достаточно длительный процесс, который требует соответствующего финансирования. В 2017 году бюджетом Украины уже предусмотрено более 3,5 млн грн на реализацию программы определения статуса Украины как страны с контролируемым риском этого заболевания. Программа, в частности, включает в себя проведение мониторинговых исследований губчатоподобной энцефалопатии КРС среди животных группы риска.

В следующем году мы продолжим свою пошаговую и дипломатическую работу в этом направлении.

Какие следующие шаги нужно предпринять

Восстановление направления мясного животноводства возможно сейчас при условии развития экспортного потенциала отрасли, что в современных реалиях предусматривает прежде взвешенный и системный подход в реализации государственной аграрной политики.

Поэтому, по моему убеждению, наращиванию экспорта продукции животноводства будет способствовать разработка эффективной отраслевой экспортной стратегии, с учетом всех значимых факторов, которая сейчас уже находится в работе. Она охватывает следующие приоритеты:

  • Фокусная государственная поддержка животноводческой отрасли. Напомню, что на 2018 год проект бюджета предусматривает государственную поддержку отрасли животноводства в размере 4 млрд грн;
  • Наша дальнейшая работа по подписанию новых соглашений о зонах свободной торговли (ЗСТ) с получением торговых преференций для украинских производителей животноводческой продукции;
  • Разработка концепции и запуск работы института аграрных атташе для ключевых экспортных регионов. На сегодня она уже разработана командой Минагро и проходит процедуру внутреннего согласования;
  • Включение широкого спектра агропродовольственной продукции в число объектов поддержки в рамках деятельности Экспортно-кредитного агентства (ЭКА);
  • Содействие украинским компаниям в участии в международных отраслевых выставках и в проведении совместных с МЭРТ секторальных торговых миссий;
  • Поиск возможностей наращивания внутреннего производства аграрной продукции, в том числе и за счет увеличения поголовья, и имеющихся возможностей сбыта на экспортных рынках;
  • Повышение уровня безопасности и качества пищевых продуктов и сырья за счет внедрения на предприятиях систем управления качеством (ISO) и систем управления безопасностью пищевых продуктов (НАССР);
  • Продолжение нашей совместной работы с Госпродпотребслужбой Украины, направленной на развитие двусторонних отношений с иностранными государствами с целью продвижения сельскохозяйственной продукции на внешние рынки, в том числе при поддержке МИД и МЭРТ;
  • Повышение уровня координации между государством, частным бизнесом и некоммерческими организациями в отстаивании национальных интересов на мировых рынках сельскохозяйственной продукции, в первую очередь через профильные ассоциации.

Интересные ниши, или шаг через ступеньку

Также не следует забывать, что в мире существуют интересные и перспективные для наших производителей тренды потребления, например organic food или локальная фермерская продукция. У нас есть большие возможности для производства говядины, которая будет соответствовать всем этим требованиям, но для этого необходимо использовать все наши конкурентные преимущества. Причем не надо пытаться копировать иностранные товары.

Я уверена, что синергия международного опыта, наработок и технологий и наших конкретных возможностей позволит создать свой качественный украинский мясной бренд, который сможет тягаться с испанским хамоном на мировом уровне.

Одним из таких потенциально привлекательных направлений является производство органической говядины, которое только набирает обороты. Но, безусловно, эта продукция найдет своего покупателя не только на внутри страны, но и на внешних высокомаржинальных рынках.

По нашему опросу, сегодня в Украине есть несколько предприятий, которые занимаются этим направлением. Например, одно из них произвело 299,2 тонн органической говядины в 2016 году, а за первые пять месяцев 2017 года – 236,8 тонн, реагируя на постоянно растущий спрос на рынке. Вся их продукция на 100% реализуется на внутреннем рынке в торговых сетях.

Еще одним интересным направлением может стать производство настоящих украинских стейков. Культура их потребления пришла к нам недавно из Соединенных Штатов и быстро набирает популярность.

Но заказать аргентинский или американский стейк в ресторане, к сожалению, не всегда по карману украинскому потребителю. При этом стейки украинского производства могут быть доступными по цене при отличном качестве, вытесняя импортные продукты.

Именно сочетание эффективной государственной поддержки сектора и благоприятной ситуации на рынках, по моему убеждению, даст толчок к развитию совершенно новой модели производства говядины в Украине.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua