Почему украинские депутаты зря боятся ратификации Стамбульской конвенции

Аналитика коротко
Понедельник, 20 июня 2022, 12:30

На заседании Верховной рады в понедельник парламент должен принять небольшой пакет законов, являющихся частью договоренности с ЕС о предоставлении Украине статуса кандидата. 11 июня президент Зеленский передал их список президенту Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляен как доказательство того, что Украина готова к реформам.

Реальное значение для доказательства этой готовности имеет только один закон, известный по короткому неофициальному названию "Стамбульская конвенция".

Для Западной Европы это как маркер цивилизованности, которому отвечают все государства-кандидаты в ЕС. А еще это голосование станет тестом для фракций и депутатов на европейскость.

Поскольку в Раде, как оказалось, даже в нынешних условиях хватает тех, кто хочет "завалить" этот договор, идет речь в статье редактора ЕвроПравды Сергея Сидоренко Гендер с ограничениями: что изменит провал или успех ратификации Стамбульской конвенции.

Будем откровенны: реальная причина того, что многие нардепы не хотят голосовать "за" – это боязнь "мести избирателей". Существует стереотип, что широкие круги электората настолько обеспокоены гендерными вопросами, что выступят против конвенции даже во вред европейской интеграции Украины.

Грузия ратифицировала конвенцию еще весной 2017 года, и, несмотря на определенные недовольства церковных кругов, парламент быстро провел процедуру. Как оказалось, никаких электоральных последствий это не имело.

Еще более показательна история – в Молдове, также ратифицировавшей конвенцию. Уже через несколько месяцев об этом перестали вспоминать даже представители церкви. Люди не почувствовали воплощения страшилок, о которых им рассказывали.

Есть все основания полагать, что такое развитие ожидает и Украину после ратификации.

К тому же, в пользу Украины в диалоге с обществом играет то, что президент Зеленский предложил ратифицировать Конвенцию "с ограничениями". Или, на юридическом языке, "с односторонней декларацией".

Этот дополнительный документ позволяет устроить большинство предостережений, которые выдвигал Всеукраинский совет церквей.

В прошлом году "Европейская правда" рекомендовала именно такой путь одобрения Конвенции в Украине (подробнее читайте в статье Защита без гендера: как Украина сможет ратифицировать "конфликтную" Стамбульскую конвенцию). Еще тогда эту идею поддерживал ряд проевропейских депутатов. Именно ее сейчас избрал президент.

Такой путь уже использовала Хорватия – еще одно государство с сильными христианскими традициями. Именно она была первым (и до нас оставалась единственным) государством, ратифицировавшим конвенцию с оговорками для того, чтобы попытаться снять беспокойство противников. И оказалось, что по механизмам Совета Европы это приемлемый вариант.

Иногда от противников конвенции приходится слышать: мол, в ЕС есть страны, которые не ратифицировали конвенцию, и мы можем удержаться. Это ложная логика.

Действительно, есть шесть государств ЕС, не завершивших ратификацию. Это только государства Восточной Европы: Болгария, Чехия, Венгрия, Литва, Латвия и Словакия. Но в том-то и дело, что они уже члены ЕС, и поэтому в их адрес не могут предъявить требование. Приходится убеждать.

Украина – в более уязвимом состоянии. А поскольку в ЕС решения принимаются консенсусом, то любое государство, высоко ценящее права человека (те же Нидерланды и Швеция), может добавить свой обоснованный пункт в список требований, которые должна выполнить Украина для перехода на следующий этап на пути к членству. А таких этапов, как рассказывала Европравда, еще будет…

Более подробно - в статье Сергея Сидоренко Гендер с ограничениями: что изменит провал или успех ратификации Стамбульской конвенции.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: