Истребители, танки и снаряды: чем завершился девятый "Рамштайн"?

Аналитика коротко
Среда, 15 февраля 2023, 12:30

14 февраля в Брюсселе состоялось девятое заседание Контактной группы по вопросам обороны Украины.

Истребители, если судить по публичным заявлениям и украинской стороны, и западных стран, оказались далеко не главной темой. Более того, никакого прорыва в этом вопросе не объявлялось.

Упор делался на том, что Украина должна быть готова к контрнаступлению весной – и время начинает постепенно играть против Киева и Запада.

О том, какими оказались итоги девятого "Рамштайна" – в материале журналиста "Европейской правды" Олега Павлюка из Брюсселя "Рамштайн" без самолетов, но с надеждой: как союзники будут готовить Украину к наступлению.

Надежды на хотя бы какое-то решение по истребителям на "Рамштайн" были – подогретые, заметим при этом, именно украинской стороной.

Лишь недавно Украина смогла сломать эту очередную "красную линию". В частности, Великобритания первой объявила, что начнет подготовку украинских пилотов на западной авиации

Впрочем, даже при таких условиях о передаче самолетов речь пока не шла, а министр обороны Соединенного Королевства Бен Уоллес вообще намекнул, что результаты программы, возможно, появятся уже по завершении фазы полномасштабной войны.

И хотя после завершения заседания Контактной группы по обороне Украины польский министр Мариуш Блащак осторожно заявил о позитиве в вопросе самолетов, никаких конкретных объявлений о них так и не прозвучало.

Публичный ответ о самолетах озвучил генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг: обсуждения по истребителям ведутся, но они – не ко времени.

Непубличная же версия, которую, как считается, обсуждали на "Рамштайн", заключается в подготовке Россией массированного наступления. Если точнее – наступления с применением авиации, от широкомасштабного развертывания которой до сих пор воздерживалась.

Известно, что РФ сохранила значительную часть своей авиации – прежде всего потому, что ей так и не удалось уничтожить украинскую противовоздушную оборону в первые дни войны.

И, как сообщила во вторник Financial Times со ссылкой на представителя западной разведки, на фоне чрезвычайных потерь в живой силе и технике Россия может задействовать авиацию для "массированного авианаступления" – и именно это якобы стало темой обсуждения нынешнего "Рамштайна".

В таких условиях, очевидно, долгосрочные проекты вроде F-16, которые Украина ждала бы минимум несколько месяцев даже при самых благоприятных условиях, действительно не актуальны.

Глава Пентагона Ллойд Остин на пресс-конференции после "Рамштейна" подтвердил, что приоритетом сейчас является противодействие авиационному потенциалу РФ.

Именно на этом фоне появилось заявление Германии о возобновлении производства боеприпасов для зенитно-ракетных комплексов Gepard (об экспорте которых она безуспешно пыталась договориться со Швейцарией). 

А также – совместное решение Франции и Италии передать Украине комплекс SAMP/T и Нидерландов – предоставить пусковую установку для NASAMS.

Но означает ли это, что вопрос истребителей вообще снят с повестки дня? Вряд ли. Ведь уже позже министр обороны Германии (которая, напомним, выступала категорически против передачи боевой авиации) Борис Писториус допустил: обсуждение может возобновиться через три-четыре месяца.

И это - символический тайминг, ведь как раз приходится на период, когда Украина, как считают на Западе, осуществит запланированное контрнаступление.

Здесь упор делается на тяжелой бронетехнике, которую западные страны уже обязались предоставить Украине. А еще - подготовке украинских сил с тем, чтобы они могли использовать эту технику слаженно с другими подразделениями конкретно для деоккупации территорий.

Все министры обороны и должностные лица НАТО отмечали, что важной в помощи Украине является скорость и неотложность - по крайней мере, на этом этапе.

Еще одна не менее важная проблема - нехватка артиллерийских боеприпасов, которые в Украине расходуются рекордными со времен Второй мировой войны темпами. 

Пока что, судя по публичным заявлениям, участники "Рамштайна" делают ставку на запуск дополнительного производства снарядов.

А в среднесрочной перспективе – ожидают смены тактики украинской стороны. В частности, нужно делать упор на маневренности. 

Важный момент, который вскользь упоминали украинская и американская стороны после "Рамштайна" – вопрос подотчетности по военной технике, которая передается в Украину.

С чем связано такое неожиданное внимание к вопросам подотчетности оружия, журналистам прямо не объяснили. Но собеседники ЕвроПравды указывали на то, что западные союзники не проигнорировали последние коррупционные скандалы в Минобороны.

Подробнее – в материале Олега Павлюка "Рамштайн" без самолетов, но с надеждой: как союзники будут готовить Украину к наступлению.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.