Превентивный инструмент для Брюсселя: зачем ЕС фонд европейских ценностей

Понедельник, 12 февраля 2018, 09:05 — , , IPG
Фото: pch24.pl
 

В экономике принято нанимать хакеров, чтобы отследить опасные и слабые места организации. Руководствуясь этой логикой, Евросоюзу следовало бы щедро премировать польское правительство.

Ведь недавние события в Польше вскрыли критически слабое место ЕС. 

Меньшим злом оказалось отсутствие правильного баланса в вопросе, сколько должно быть интеграции: больше или меньше. Судьба Евросоюза будет зависеть от восприятия обществами его стран европейских ценностей.

Чтобы понять это утверждение, представьте себе последствия в случае, если бы практика польского правительства распространилась на всю Европу. 

Вначале Союз утратил бы доверие на внешнеполитическом уровне. В условиях, когда его страны-члены подрывают верховенство права, ограничивают свободу средств массовой информации и ведут борьбу с неправительственными организациями, мало кто поверит Евросоюзу, агитирующему государства, расположенные по соседству с ним, за соблюдение демократических стандартов.

Во-вторых, если страны-члены ЕС игнорируют решения Европейского суда, единая политика теряет свою ценность. Ведь она действует лишь в том случае, если независимая инстанция имеет возможность добиться соблюдения общего для всех права.

В-третьих, представьте себе, какие решения были бы приняты Европейским советом, если бы правительства типа того, которое возглавляет Качиньский, обрели в нем большинство. Ярый национализм под девизом "Германия – прежде всего", "Франция - прежде всего" и другие "прежде всего", презрение к правовому государству, а также оспаривание принятых решений уничтожили бы европейский проект. 

Одним словом, если страны-члены ЕС будут пренебрегать европейскими ценностями – плюралистической демократией, правовым государством, правами человека, – Союз как система для мирного решения конфликтов в условиях демократии, основывающаяся на ценностях, рухнет.

Мы можем только строить догадки, как бы выглядел новый Союз. Из истории, однако, нам известно, что альтернативой сильному праву может быть лишь право силы. 

Поэтому польскому правительству на самом деле следовало бы вручить премию. С одной стороны, его поведение является своего рода предупредительным выстрелом, напоминающим нам о хрупкости либерально-демократических институций.

Этих институций нет! Они – это лишь несколько страниц бумаги, ставшие политической реальностью благодаря общественному согласию. Если убрать это согласие, то на руках останется лишь бумага. 

С другой стороны, если известно слабое место, можно подумать и о том, каким образом решить проблему.

В этой связи мы предлагаем превентивный подход с целью упрочения европейских ценностей. Ведь механизм корректировки уже существует: в статье 7 Договора о Европейском Союзе предусмотрена возможность лишения права голоса в случае далеко идущих нарушений европейских ценностей.

Но перед тем как сделать это, приводится в действие процедура, основывающаяся на верховенстве права и диалоге. Недостаточность этих инструментов состоит в исходном предположении, согласно которому можно склонить страны-члены ЕС к изменению позиции посредством диалога. 

Но если страна, входящая в состав ЕС, делает ставку не на диалог, а на конфронтацию, они оказываются беззубыми. К тому же статья 7 взрывоопасна: если ее применить в полном объеме, все возможности влияния окажутся исчерпанными.

Поэтому сейчас обсуждается возможность добиться корректировки курса Польши путем ограничения средств ЕС. Это предложение подобно обоюдоострому мечу. Хотя оно могло бы лишить правительство какой-то части популярности, но в то же время коснулось бы и польских граждан, европейский энтузиазм которых не в последнюю очередь связан со структурными и аграрными фондами. 

Ввиду сложностей реагирования на несоблюдение европейских ценностей ЕС следовало бы осуществить инвестиции в профилактические меры воздействия

Ниже сформулировано наше предложение, какой могла бы быть одна из таких мер. Во всех странах-членах ЕС важнейшим союзником в отстаивании европейских ценностей является гражданское общество.

Это особенно отчетливо можно видеть на примере Польши. Так, прошлым летом большие и малые неправительственные организации организовали акции протеста почти в 250 городах, вынудившие президента наложить вето на отдельные части весьма спорной реформы правосудия.

Однако обеспечивать деятельность таких организаций становится все труднее. Правительство Польши свернуло программы поддержки критически настроенных организаций и создало "Национальный центр развития гражданского общества" для контроля использования государственных субвенций, а также провело ряд кампаний клеветнического толка через послушные ему средства массовой информации.

Гражданскому обществу не хватает средств для отстаивания европейских ценностей именно в тот момент, когда оно в них наиболее остро нуждается.

Поэтому Евросоюзу необходимо принять меры. Он уже оказывает помощь организациям в соседних странах, выступающим за демократию. В распоряжение Европейского инструмента демократии и прав человека на эти цели выделено 1,3 млрд евро.

Но ввиду угрозы демократическим институциям внутри самого Союза нам нужен инструмент и для его стран-членов. Этот инструмент, назовем его, скажем, Фондом европейских ценностей, оказывал бы поддержку неправительственным организациям, отстаивающим ценности согласно статье 2 Договора о Европейском Союзе: верховенство права, права человека и демократические стандарты.

Такой превентивный инструмент имел бы три преимущества. Во-первых, в качестве позитивного сигнала из Брюсселя он дополнил бы суровую тональность санкций.

Во-вторых, как напоминание того, что задача продвижения и поддержки ценностей едина для всего ЕС, он бы ослабил существующие в нем разногласия.

В-третьих, он укрепил бы иммунную систему европейских демократических государств. Ведь демократия может поддерживаться только гражданами, верящими в нее и отстаивающими ее.

По меткому замечанию Фридриха Эберта, демократия нуждается в демократах. Альтернативой серьезным инвестициям в европейские ценности может стать только то, что институции, обеспечивающие нашу свободу и благополучие, через несколько лет могут попросту превратиться в бесполезный клочок бумаги.

Статья впервые размещена на Euractiv.de и IPG. Публикуется с разрешения правообладателя, с редакционными сокращениями

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua