Как Brexit создал для Британии тройную проблему в отношениях с ЕС

Аналитика коротко
Пятница, 27 мая 2022, 13:30

В начале мая в Северной Ирландии прошли выборы в местный парламент. Неожиданную победу в голосовании одержала ирландская левоцентристская националистическая партия Шинн Фейн.

Эта партия получила безоговорочный бонус – теперь именно Шинн Фейн будет назначать первого министра, который станет главным исполнительным лицом Северной Ирландии.

Но и здесь для них будет не все гладко, рассказывает эксперт Совета внешней политики "Украинская призма" Александр Краев в видео "Европейской правды". Также о ситуации в Северной Ирландии читайте в статье Ирландский тупик: как Борис Джонсон создал проблему для Британии и ЕС.

Выход Великобритании из Европейского Союза (Brexit) принес в североирландскую политику темы, которые стали слишком поляризующими для обеих общин. Напомним, одна община – юнионисты, которые стоят за единство Северной Ирландии и Великобритании, другая – националисты, выступающие за более тесные связи с Ирландией и ЕС. Brexit фактически оставлял ежегодно все меньше и меньше почвы для компромисса между ними.

Соответственно, это и привело к коллапсу парламентской коалиции и правительства в конце прошлого года, что и послужило причиной этих внеочередных майских выборов. Но и они не смогли разрешить существующие противоречия.

Вся стабильность как североирландской, так и британской политики в настоящее время упирается буквально в один документ – Североирландский протокол.

Это часть договора о выходе из Европейского Союза, которая касается исключительно таможенной и, в дальнейшем, полноценной государственной границы на острове Ирландия между Соединенным Королевством и Республикой Ирландия, которая осталась частью ЕС.

Следует объяснить, что есть два самых больших Британских острова. Один остров называется Великобритания, а другой – Ирландия. Весь остров Великобритания и часть соседнего острова Ирландия, а именно Северная Ирландия, а также многочисленные небольшие острова, являются Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии. На другой части острова Ирландия – Республика Ирландия.

Согласно Протоколу, на первые два года Северной Ирландии даровался так называемый "льготный период" - хотя она официально уже не была частью ЕС, однако в отношении нее продолжали действовать правила и регуляции открытых границ и отсутствие всех таможенных и нетаможенных ограничений по движению товаров и капиталов.

В общем, на одном острове Республика Ирландия осталась в Евросоюзе, а Северная Ирландия, которая в составе Соединенного Королевства вышла из ЕС, фактически также осталась в Евросоюзе дополнительно на два года.

Это было сделано для того, чтобы транзит прошел максимально мягко и безболезненно для населения и экономики – за это время британское правительство должно было изобрести новую систему, которая позволила бы минимизировать проверки и максимально упростить пересечение границы (но все же ее установить!).

Границу нужно устанавливать либо на острове Ирландия – между Северной Ирландией и Республикой Ирландия, либо на море – между Северной Ирландией и островом Великобритания.

Все эти годы премьер Британии Джонсон обещал своим избирателям среди юнионистов, что никогда и никоим образом границы не будет существовать. Но он в этом ошибался. Границу установили на море.

Ситуация оказалась очень сложной. Предложения по установлению границ вылились в длинные и кое-где кровавые столкновения с полицией в Белфасте и других крупных городах Северной Ирландии.

И какое решение предлагает Лондон? Выйти из Североирландского протокола!

Причем не по механизмам, предусмотренным в протоколе, а по решению внутреннего законодательства.

Ситуация очень сложна и очень неоднозначна.

Британцы практически идут на сознательную угрозу нарушить международное право во избежание конфликта в Северной Ирландии и для возобновления переговоров с ЕС. Европа не хочет больше тянуть эти переговоры, но и не желает открытого конфликта с Лондоном.

Подробнее - в материале Александра Краева Ирландский тупик: как Борис Джонсон создал проблему для Британии и ЕС.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Статьи

120 дней борьбы за статус кандидата: взгляд с Банковой

Так быстро не продвигался в ЕС ни один из нынешних членов или кандидатов. И вряд ли кто-нибудь сможет это повторить. Но мы не останавливаемся и переходим к следующим этапам.

Работа над ошибками: почему у ЕС должно появиться стремление к воссоединению с Украиной

Европе придется менять стратегию своего поведения в ответ на нынешний геополитический кризис. Расширение – достойный ответ на сегодняшние вызовы.

Что ждет Украину после решения о статусе кандидата и когда реально вступить в ЕС

Когда реально достичь полноценного членства в ЕС? Не пойдем ли мы по пути Турции, которая застряла на стадии кандидатства на многие годы? (укр.)