Как работают пункты пропуска на западной границе Украины и что меняется
Понедельник, 8 августа 2022, 13:00
Полномасштабная агрессия РФ против Украины не только повлекла за собой крупнейший миграционный кризис со времен Второй мировой войны, но и существенно повлияла на цепочки поставок товаров в и из Украины. Автомобильные пункты пропуска (далее – ЧП) на западе Украины, которые и без того перегружены, стали ключевым гуманитарным коридором нашего государства.
О том, какие процессы происходят в этой изменяющейся сфере и что еще стоит изменить в наземном сообщении Украины и ЕС читайте в статье Евгении Григорьевой и Ирины Сушко из ОО "Европа без Барьеров" Граница войны: что уже изменилось и чего ждать в работе пунктов пропуска между Украиной и ЕС.
Еще до начала военных действий сеть ПП для автомобильного сообщения и их суммарная пропускная способность не соответствовали реальным объемам движения через границу, не обеспечивали удобного и быстрого пересечения путешественниками и перемещения через него грузов.
Из 20 автомобильных ПП на границе со странами ЕС только 9 имели возможность пропускать грузы без весовых ограничений, то есть были пригодны для полноценного движения товаров.
Эта проблема давняя, но государство не торопилось строить пограничные пункты.
В 2021-2023 годах должен был действовать план мероприятий по обустройству приоритетных пунктов пропуска, но даже в мирное время темпы его реализации были на уровне 25%.
Более того, на пограничных пунктах сложилась странная ситуация.
Де-юре сегодня за развитие пограничной инфраструктуры автомобильных пунктов пропуска все еще отвечает Гостаможслужба, но фактически большинство процессов уже координирует Мининфраструктуры.
Не создаст ли это задержек в реализации экстренных и перспективных мер по управлению границами из-за необходимости согласования решений между обоими субъектами системы Интегрированного управления границами (ИВК) покажет только время.
Существенно сократить очереди на наиболее загруженной границе нашего государства могло бы соглашение с Польшей.
В мае 2022 года президенты Украины и Польши объявили о намерении заключить соглашение о полноценном совместном погранично-таможенном контроле на всех смежных автомобильных ПП – в развитие его экспериментального запуска.
Впрочем, это заявление до сих пор остается намерением.
Стороны находятся на этапе проведения межправительственных консультаций.
К тому же есть проблема в том, что действующие сервисы таможенной и пограничной служб на Западной границе имеют общий недостаток: информация о загруженности ПП подается в количестве транспортных средств соответствующей категории или лиц (для пеших переходов), а не в ориентировочном времени ожидания, как это представляется, например, на ресурсах сопредельных стран-партнеров.
К тому же на всех ресурсах, даже в пределах одного ведомства, данные по загруженности конкретных ПП отличаются.
Сегодня государственная граница Украины не имеет возможности для обеспечения быстрого, комфортного и качественного пропуска через него лиц и транспортных средств.
А в условиях резкого роста трансграничных потоков из-за вооруженной агрессии РФ против Украины эти проблемы стали еще более наглядными.
Появление инициативы ЕС "Пути солидарности", по которой происходит налаживание новых логистических маршрутов, потребует лишь усиления взаимодействия стейкхолдеров из государственного и негосударственного секторов не только Украины, но и сопредельных стран ЕС и Молдовы.
Более подробно - в материале Евгении Григорьевой и Ирины Сушко Граница войны: что уже изменилось и чего ждать в работе пунктов пропуска между Украиной и ЕС.