Украина отстает от Сербии и Турции в движении в ЕС. Возможно ли это наверстать?

Аналитика коротко
Вторник, 7 февраля 2023, 14:00

На прошлой неделе впечатляющий "десант" из Брюсселя привез украинской власти два дополняющих друг друга сигнала.

Первый – позитивный – послание от руководства ЕС о том, что Украина станет членом Евросоюза, а второй – реалистический – о том, что предыдущие успехи не должны ослеплять Киев.

Излишне оптимистичные заявления представителей украинской власти относительно евроинтеграции страны убедили Брюссель в том, что украинская власть не понимает масштаба вызовов и задач, которые должна решить перед вступлением в ЕС.

Повлиять на это призван документ, который Урсула фон дер Ляйен в четверг лично передала президенту Зеленскому – оценка соответствия праву ЕС, которую Еврокомиссия осуществила одновременно для Украины, Молдовы и Грузии.

Редактор "Европейской правды" Сергей Сидоренко изучил данные этой тройки, а также других государств-кандидатов, и их динамику. Подробнее обо всем этом – в его статье Украина-лидер и Украина-двоечник: как Брюссель оценивает готовность Киева к вступлению в ЕС.

2 февраля, перед началом совместного заседания правительства и Еврокомиссии в Киеве, Урсула фон дер Ляйен поехала на Банковую. Здесь, на встрече с Владимиром Зеленским, она передала украинскому коллеге папочку с длинным и сложным названием "аналитический отчет, дополняющий выводы Еврокомиссии относительно заявки Украины на вступление в Евросоюз".

Этот документ, по сути, является аудитом приближения Украины к праву ЕС и очерчивает план будущих переговоров о вступлении.

Несмотря на название, процесс "вступительных переговоров" мало похож на обычные межгосударственные переговоры.

Речь идет о том, что Украина должна перенести все без исключения законодательные акты и стандарты ЕС в украинское нормативное поле, после чего на этих "переговорах" украинскому правительству надо доказать европейским коллегам, что сформулированная так или иначе норма украинского законодательства соответствует праву ЕС.

В документе, который получила Украина, Еврокомиссия на 67 страницах анализирует приближенность Украины к праву ЕС, отдельно по каждой из упомянутых переговорных глав; аналогичные документы были опубликованы по Молдове и Грузии.

Нынешний отчет по Украине, Молдове и Грузии – внеочередной и потому сокращенный; в нем отсутствуют оценки по ключевой для ЕС главе "правосудие и фундаментальные права", его оценивание в Брюсселе сознательно отложили на осень.

Но сначала – выясним, какие же оценки Еврокомиссия поставила Киеву по другим 32 разделам.

Оценка выставляется по 5-балльной системе: 1 – начальный уровень, 2 – некоторое соответствие праву ЕС, 3 – умеренное соответствие, 4 – хорошее соответствие, 5 – продвинутый уровень (вплоть до полного соответствия, когда переговоры можно закрывать). Именно по такой шкале мы "оцифровали" выводы ЕС.

Так каковы успехи нашего государства?

Главный вывод: уровень евроинтеграции Украины является хаотичным, несистемным.

По четырем из 32 глав Украина получила действительно высокий балл – четверку, то есть подтверждение "хорошего соответствия". Это блок "Таможенный союз", а также энергетика, внешняя политика, политика безопасности. Еще по пяти сферам мы получили "тройку", что является в целом неплохой оценкой как для начинающего кандидата ("умеренное соответствие праву ЕС").

И вместе с тем есть восемь сфер, по которым Украине поставили самый низкий балл (то есть те, где Украина почти не адаптировала право ЕС), и 15 тех, где мы получили "двойку", то есть продемонстрировали лишь отрывочное внедрение европейских норм.

Суммарно по 32 главам Украина собрала 69 баллов, то есть средний балл – 2,16.

Грузия по той же методологии получила 67 баллов, то есть не слишком отстала, а Молдова – всего 55 баллов, то есть средняя оценка переговорных глав – 1,72 балла.

Например, у Турции, переговоры о вступлении которой в ЕС официально остановлены, – 94 балла. Лидер рейтинга, Черногория, имеет по этой методологии 99,5 балла. На втором месте – Сербия с 98 баллами. Среди государств на этапе переговоров о членстве худший показатель у Албании – 84,5 балла, а она формально открыла переговоры только в прошлом году. Но даже это – намного больше, чем у Украины!

Это сравнение свидетельствует, что состояние воплощения права ЕС в Украине – зачаточное. По сути, Киев только начал путь к вступлению.

Для успеха нашего движения в ЕС нужно не забывать о двух составляющих.

Во-первых, Украина должна двигаться к выполнению технических критериев. Придется изменить огромное количество законодательных актов, и без этого не обойтись.

Во-вторых, нам нужно доказать Брюсселю и другим европейским столицам, что в судебной системе и в вопросе прав человека ситуация в Украине меняется к лучшему. Без выполнения двух этих задач одновременно о быстром движении Украины в ЕС можно просто забыть.

Подробнее – в материале Сергея Сидоренко Украина-лидер и Украина-двоечник: как Брюссель оценивает готовность Киева к вступлению в ЕС.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: