Как благодаря ЕС Украина будет защищать права потребителей при интернет-торговле

Аналитика коротко
Вторник, 30 мая 2023, 12:00

Действующий закон "О защите прав потребителей" был принят в далеком 1991 году.

К современным реалиям он слабо приспособлен – интернет-магазины стали реальностью не так давно, а высокотехнологичные товары раньше не имели такого широкого потребления.

Вместе с тем обязательства, взятые Украиной перед ЕС, включают в себя реформу и системы защиты прав потребителей.

Для осовременивания законодательства два года назад был зарегистрирован законопроект №6134 "О защите прав потребителей".

О том, что этот законопроект предлагает для потребителей и для предпринимателей читайте в колонке директора аналитического отдела Лаборатории законодательных инициатив Александра Заславского Борьба вокруг прав потребителей: как адаптировать профильный закон к требованиям ЕС.

"Новый закон предлагает много нововведений: интернет-торговля выводится из "серой зоны", вводятся обязательные гарантийные обязательства, а манипуляции в рекламе станут не такими распространенными, в целом права потребителей значительно расширяются по сравнению с действующим устаревшим законом", – объясняет автор колонки.

Среди прочего, расширятся права потребителей на информацию о продукции, появятся обязательные гарантийные сроки на товары (два года на новые товары, в частности на цифровые, один год для бывших в употреблении товаров и 10 лет на недвижимость), будет защищено право потребителей самим выбирать способ оплаты, а санкции за невыполнение норм закона будут жесткими.

По словам Александра Заславского, эти базовые предложения по изменениям в системе защиты прав потребителей содержались до первого чтения, актуальны они и сейчас

Вместе с тем, эксперт отмечает, что ко второму чтению профильный комитет Верховной Рады принял большое количество поправок, которые получили много критики со всех сторон: от бизнес-сообщества, общественных организаций, партнеров и государственных органов. Причем именно новые поправки стали причиной столь резкой критики.

Поэтому, добавляет автор колонки, 2 мая новая редакция документа была подана ко второму чтению, в которой были отменены почти все новые поправки. А на следующий день законопроект вообще исключили из повестки дня.

"Давление гражданского общества и конструктивная критика заставили законодателей пересмотреть законопроект и усовершенствовать его. Но есть одно "но". Одну из громких поправок все же оставили и в актуальной редакции, а именно – поправку о государственном реестре "Е-покупатель". В случае принятия законопроекта это нововведение повлияет в первую очередь на предпринимателей", – объясняет Александр Заславский.

По его словам, "Е-покупатель" должен содержать информацию о продавцах, которые реализуют товар и услуги через интернет.

После регистрации предприниматель получит статус "проверенного продавца", который размещается в интернет-магазине. Реестр "Е-покупатель" будет содержать рейтинги предприятий, а также станет местом подачи и рассмотрения жалоб о нарушении прав потребителей.

В целом законопроектом №6134 предлагается ввести реестр всех предприятий, которые предоставляют товары и услуги через интернет, сообщает эксперт.

"Если предприниматель не предоставит данные, Госпотребслужба имеет право заблокировать как страницы продавцов, так и целые маркетплейсы, которые их размещают... А если же и соцсети будут считаться маркетплейсами – что ж, Госпотребслужба получает значительно больше обязанностей и возможностей контроля над большой частью интернета", – предупреждает автор колонки.

Впрочем, он отмечает, что любые поправки еще могут быть отменены и изменены после диалога между обществом и властью, поэтому актуальную редакцию законопроекта не стоит считать окончательной.

Подробнее о законопроекте – в колонке Александра Заславского Борьба вокруг прав потребителей: как адаптировать профильный закон к требованиям ЕС.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: