Отмена выданных виз – новая практика в Шенгене. Практические советы

Пятница, 27 марта 2015, 08:39 — Сергей Сидоренко, Европейская правда

На фоне не слишком оптимистических сообщений о перспективах безвизового режима визовая практика снова приобретает большое значение. К сожалению, и здесь приятных новостей немного.

В конце 2014 года в посольствах ряда европейских стран получил распространение феномен, с которым украинцы до сих пор почти не сталкивались.

Консульства начали "отзывать" визы тех заявителей, которые, получив визу, отменили бронь отеля. Даже если замена отеля была обоснованной.

Дипломаты убеждают, что эта практика абсолютно законна. И визовый кодекс действительно дает им такое право.

"Европейской правде" в течение месяца поступило сразу несколько сообщений о таких случаях, в двух из них собеседники согласились сообщить редакции визовые и другие персональные данные, которые позволяют нам утверждать – проблема действительно существует.

И под ее действие порой попадают добропорядочные украинцы, отнюдь не потенциальные нелегальные мигранты.

Словацкое гостеприимство

"Мы запланировали поездку в Словакию на Новый год и Рождество. На Trip Advisor я нашел дом, связался с владельцами, сделал предоплату через Paypal. У меня уже была долгосрочная австрийская бизнес-виза, у жены визы не было", – рассказал киевлянин Дмитрий, который попросил не указывать в статье его фамилию.

"Я всегда был сторонником честности с посольствами, мы всегда сами подаем документы. Но в этот раз консульство Словакии отказалось их принять, потому что подтверждение было "не на официальном бланке" и не было документов о ведении отелем предпринимательской деятельности. Мы связались с владельцами, и только тогда оказалось, что они не платят налогов, а потому не могут сделать то подтверждение, которого требует посольство", – рассказал он.

Напомним, проплата за новогоднее проживание уже была сделана.

Дальнейшие действия Дмитрия и его жены Дарьи были прогнозируемыми – на их месте так поступил бы каждый.

"Мы решили забронировать отель на booking.com, получили от них подтверждение, документы об их регистрации и подали все это в консульство, а после получения визы – отменили бронирование. Через несколько дней мою жену вызвали в консульство на дополнительное собеседование.

Вице-консул обвинила мою жену во лжи. Мол, она вообще собиралась ехать не в Словакию, а в Австрию, но боялась, что в австрийском посольстве ей бы отказали в визе.

Конечно же, это полная чушь!"

 

История на этом не закончилась. Визовый кодекс позволяет подаваться на визу повторно в случае отказа. На этот раз семейная пара проплатила полную стоимость проживания в отеле (чтобы снять подозрения в дальнейшей отмене брони), но теперь консульство Словакии... отказалось принимать документы!

"Итак, мы потратили деньги на визовый сбор, кучу времени и нервов, я потерял деньги при бронировании отеля, моя жена получила ярлык "лгуньи" от вице-консула Словакии. Вот сколько усилий и средств потребовалось для "удовольствия" провести новогодние и рождественские праздники в Словакии", – разочарованно говорит Дмитрий.

Немецкая корректность

В немецком консульстве, к слову, все принципиально иначе. Оскорбительных слов вы здесь не услышите, поскольку с вами... просто не будут разговаривать.

Олег Лоя – пример украинца с отличной визовой историей. Двухлетняя британская виза с разрешением на работу, национальная виза Швеции почти на год, шенген Норвегии, два немецких шенгена и несколько других. Визовых правил не нарушал, в блок-списке шенгенской системы не значится.

Более того, он был настолько уверен в своей "визовой чистоте", что решил пожаловаться в Берлин на невежливое обращение в консульстве. А также на странную выданную визу – "мультик" на 2,5 месяца, тогда как он сообщал консульство о второй запланированной поездке, которая должна была состояться через три месяца после начала действия визы.

Берлин, похоже, поручил консулу разобраться с проблемным случаем. Но реакция консула оказалась неожиданной для жалобщика.

"Никаких звонков не было. Я просто получил письмо, в котором мне сообщили, что моя виза отменена", – рассказал Олег.

В письме консул по-немецки сообщил заявителю причину отмены: "бронирование отеля и самолета были отменены вами сразу после получения визы".

У нашего собеседника есть объяснение: "Я все отменил, поскольку попал в больницу и до сих пор еще здесь. А они рады стараться – не узнав обстоятельства, отозвали визу!"

 

Мы не преследуем цель выяснять, правду ли говорит Олег о мотивах отказа от поездки. В то же время, можем сообщить: в немецком консульстве нам подтвердили, что не считают необходимым консультироваться с лицом, чья виза отменяется.

"Виза должна быть отозвана в случае, если оснований для ее выдачи более не существует. А это – именно те случаи, когда бронирование отеля отменяется туристом после получения визы", – пояснил "Европейской правде" пресс-секретарь посольства Германии в Украине Кристофер Фукс.

В интернете несложно найти свежую информацию о других схожих случаях. К слову, форумы свидетельствуют, что немцы – традиционно одно из самых "суровых" консульств Шенгена – практикуют отмену виз не только в Украине, но и в России.

Так что это точно не признак негативного отношения именно к нашим заявителям.

Законность действий посольств

Дипломаты отмечают: отзыв виз самом деле является законным действием, эта возможность предусмотрена ст. 34 Визового кодекса ЕС, который действует еще с 2010 года.

Просто до сих пор у консулов было такое право, а теперь – появилась практика.

Это – реакция консульств на хитрости, которые мы, украинцы, привыкли считать нормальной практикой. Но будем честны с собой – с точки зрения консула фиктивное бронирование отеля является обманом.

Мы ищем и делимся друг с другом информацией о том, в каком консульстве легче получить визу, и стараемся подаваться именно там: бронь отеля, бронь билета – и виза готова!

Два года назад таким консульством была Словакия, которая начала выдавать мультивизы туристам. Из-за этого появились претензии к словакам со стороны других государств Шенгена, и Братислава была вынуждена сделать шаг назад в облегчении визового режима.

"Мы теперь вынуждены проверять, корректно ли гражданин использовал выданную визу. Ведь в 2013 году миграционная полиция выяснила, что

около 50% украинцев, получивших словацкую визу, ни разу не въехали на территорию Словакии.

Поэтому в 2014 году мы получили изменения в инструкцию по выдаче виз. В прошлом году мы начали чаще применять право на отзыв визы, которое предоставляется нам визовым кодексом", – сообщил "Европейской правде" пресс-секретарь посольства Словакии Павел Хробак.

Как обойти опасности

А теперь – к реалиям.

Оставим в стороне мысли о том, что бронирование не может быть отменено...

Конечно же, может! Более того, часто это не является признаком некорректных действий. Можно найти отель по лучшей цене или выяснить, что на лыжном курорте, куда вы решили поехать, в этом году нет снега, но он есть в соседнем селе. Так какой смысл оставлять старое бронирование?

И в немецком, и в словацком консульстве "Европейской правде" сообщили, что у туристов в этом случае есть возможность уберечь себя от аннулирования визы.

"Туристические фирмы информируют нас об изменениях планов, если таковые имеют место. Нужно, чтобы индивидуальные туристы тоже нас информировали. Достаточно написать e-mail в посольство, указав данные паспорта, номер визы и информацию об изменениях", – пояснил пресс-секретарь словацкого посольства, проверивший эту возможность у сотрудников консульского отдела.

"Если вы хотите просто изменить бронирование – допустим, если есть вариант с лучшей ценой, следует проинформировать об этом консульство. В этом случае мы будем считать, что требования визового кодекса и дальше выполняются", – подтвердил его коллега из посольства Германии.

Еще один практический совет – ни в коем случае не отменяйте бронь, как только получили визу. Для консулов это – верный признак обмана.

И тут с ними сложно не согласиться.

"Дама (Дарья, героиня нашего словацкого эпизода) получила паспорт в консульстве в промежутке между 14:00 и 14:30. А в 14:33 того же дня отель сообщил, что она отменила бронирование!" – рассказал представитель словацкого диппредставительства.

Отметим, что отмена виз (по крайней мере, пока) не является слишком распространенной практикой и касается лишь части посольств. Преимущественно отзывают визу те диппредставительства, которые перед тем требовали дополнительные документы из отеля.

Ведь тогда в гостинице понимают, что их заставили делать фиктивные справки, и имеют основания уведомить об этом консульство.

Если же вы просто забронировали жилье на booking.com, а потом отменили бронирование, то опасности нет. Разве что есть возможность того, что посольский сотрудник решит проверить данные ранее выданной визы и случайно раскроет обман.

В любом случае, нам придется мириться с обновленной визовой практикой посольств.

И надеяться, что в итоге – в лучшем случае, с 2016 года – ЕС наконец отменит визы для краткосрочных поездок украинцев.

Ведь сейчас все – и украинцы, и даже большинство консульских сотрудников – прекрасно понимают, что

существующий визовый режим – это препятствие прежде всего для добропорядочных путешественников.

Подробнее об этом – на "Европейской правде" уже в ближайшее время, в одном из следующих материалов по визовой тематике.

Автор:

Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.