Шаг к безвизовому, но еще не #перемога – реалии и мифы об отмене Шенгена

Четверг, 12 ноября 2015, 18:55 — Сергей Сидоренко, Европейская правда

Новость дня известна всем: в четверг Верховная рада приняла так называемый "антидискриминационный закон". То есть внесла изменения в Кодекс законов о труде, прямо запретив дискриминацию секс-меньшинств.

Отдельная история – как принимался этот закон. Спикер Владимир Гройсман, похоже, искренне хотел его "протолкнуть" – раз за разом, с нарушением регламента, ставил проект на голосование, но на табло появлялось то 115, то 120 голосов.

Ради справедливости стоит добавить, что окончательное, положительное голосование прошло в соответствии с регламентом – депутаты проголосовали и за "возвращение к рассмотрению", и за сам законопроект №3442, набравший в конце концов 234 голоса.

Но остановиться стоит на другом. На заявлениях, которые звучат после голосования – мол, "теперь безвизовый у нас в кармане". Стоит разобраться, правда ли это.

Ведь у Украины уже был опыт ошибок.

Помните, как в прошлом году чиновники (включая президента!) утверждали, что нам отменят визы уже в 2015 году, поскольку Украине осталось только... ввести биометрические паспорта. Тогда эксперты опровергали это, говорили, что ожидания откровенно ошибочные, но Киев верил в миф, который сам же и создал.

И что получил в итоге?

Разочарование людей (нам обещали, но обманули), непонимание в ЕС и, наконец, потерянное время, которое стоило бы посвятить реальным безвизовым реформам.

Конечно, сейчас ситуация другая.

За последние полгода правительство сделало ОЧЕНЬ много для получения безвизового режима, надо это признать.

Даже те европейские собеседники ЕП, кто скептически оценивает желание Украины проводить реформы, признают: Киев наконец начал работать системно.

Но это не меняет того факта, что Украина до сих пор не выполнила ПДВЛ. Даже с принятием "ЛГБТ-поправки" в Кодекс законов о труде. И неважно, что в Раде сейчас празднуют чуть ли не "победу над визами".

Поэтому есть смысл еще раз объяснить:

- что осталось сделать?

- что будет дальше и каким будет ответ ЕС.

Итак, поехали.

Требования к Украине

Сначала – о парламентской части. Перечень законов, которые мы должны принять, не является секретным. Вот он, на официальном сайте Нацсовета реформ. Можете посмотреть на сайте Рады перечень из 13 "безвизовых законопроектов" и убедиться – 6 документов еще не прошли парламентское горнило.

Причем "горнило" – это серьезная характеристика. Рада порой жжет так, что после рассмотрения суть документа оказывается расплавленной и искаженной.

Но об этом позже. Сначала – о не принятом.

В этом перечне – изменения в Конституцию относительно отмены неприкосновенности депутатов и судей (законопроект №1776), а также пять "обычных" законопроектов, и все они посвящены миграции – 32243154315531593171.

Четыре последних приняты в первом чтении (есть основания предполагать, до конца месяца их примут в целом – там нет "горячих" норм). Проект №3224 пока не рассматривается по договоренности с правительством – миграционная служба договорилась с депутатами, что доработает проект в соответствии с их предложениями и подаст снова. Да и этот закон не станет препятствием для отмены виз, даже если его не примут до декабря, утверждают в неформальных разговорах представители Еврокомиссии.

А вот с неприкосновенностью все непросто. Этот закон даже теоретически не смогут принять до конца года (ведь для внесения изменений в Конституцию нужно две сессии!). И худшее – то, что Рада, похоже, вообще не намерена рассматривать этот вопрос.

В МИД считают, что "сохраненная неприкосновенность" не заблокирует безвизовый режим – по крайней мере, именно в этом убеждают депутаты, которые общались с чиновниками министерства. И для таких ожиданий, в принципе, есть основания.

Ранее Киев получил письмо от президента Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, в котором перечислены "приоритеты безвизового плана". Так вот, изменений в Конституции в этом перечне не оказалось! Конечно, эксперты Еврокомиссии и дальше будут настаивать, что это – четкое требование ПДВЛ, которое Украина провалила, но Киев считает, что политический Брюссель закроет глаза на эту "небольшую недоработку", и страны-члены не будут слишком возмущаться.

Этот расчет на самом деле может оказаться ложным – есть немалые шансы, что именно этой зацепкой воспользуются противники Украины в ЕС, чтобы отказать нам в отмене виз.

Но жертвовать неприкосновенностью, чтобы убрать потенциальную проблему, депутаты не готовы.

Стоит отметить, что ПДВЛ требует от Украины не снять, а ограничить нынешний почти абсолютній иммунитет (но депутаты в изменениях в Конституцию избрали самый радикальный вариант, который теперь не могут даже вынести в сессионный зал).

Но значительно более серьезный тест Рада должна пройти через две недели, на следующей пленарной сессии.

Представительство Украины в ЕС уже распространило отдельное заявление по этому поводу.

Дело в том, что поправка к Кодексу законов о труде, с боем принятая в Раде, очень скоро должна утратить силу, как только вступит в силу новый Трудовой кодекс. "Очень важно, что поправки, которые были приняты сегодня Верховной радой, сохранятся в новом Трудовом кодексе, который будет обсуждаться Верховной радой уже в ближайшее время", - говорится в заявлении ЕС.

Но, наконец, вернемся к теме "горнила".

Здесь – наибольшая угроза для безвизового режима.

Законы в сфере противодействия коррупции, принятые Радой в течение этой недели, имеют явные расхождения с требованиями ЕС. В ближайшее время Евросоюз должен передать Украине непубличный перечень проблем в этих документах.

Но захочет ли Порошенко ветировать законы, чтобы Рада их исправила? Очень неочевидно.

Ведь на совести президента остается еще одно невыполненное требование в рамках ПДВЛ – он до сих пор не вывел из избирательного комитета Антикоррупционной прокуратуры одиозного прокурора Севрука, как того требовал ЕС.

ЕС недавно снова напомнил об этом в официальном заявлении. А впоследствии, если у Европы окажется недостаточно доверия к новому антикоррупционному прокурору, этот "старый грех" Порошенко нам безусловно вспомнят.

Что произойдет дальше?

Временной график, по сути, уже известен.

Но – как всегда в международной политике – возможны несколько вариантов сценария. И мы можем говорить лишь о наиболее вероятном.

Окончательный ответ ЕС (точнее, почти окончательный, ведь будет еще новый Трудовой кодекс) наш МИД узнает через полторы недели, 24 ноября. Именно тогда в Брюсселе состоится встреча Старших должностных лиц Украины и ЕС по безвизовому диалогу.

Да, это та встреча, которая должна была состояться в минувший вторник и которую отложили, спасая Киев от окончательного провала.

Формально на этой встрече решения не будут приниматься, но реально именно тогда Киеву намекнут, какой вердикт ждет нас в декабре. И даже обсудят с нашими дипломатами возможные формулировки – как именно их прописать.

Пока похоже, что решение ЕС будет положительным, но не окончательным.

На самом деле Евросоюз загнал себя в имиджевую ловушку.

По всем формальным признакам Брюссель должен был бы отказать Украине в безвизовом, ведь мы действительно еще не завершили выполнение ПДВЛ. То есть – вновь заявить, что Украина показала значительный, "впечатляющий прогресс", и что ЕС "с нетерпением ждет, когда эта работа завершится". То есть – работайте еще.

Но как можно отказать Киеву после того, что происходило в последние дни в Раде? После того, как некоторые депутаты наступили на горло собственной песне и приняли недискриминацию вопреки своим искренним (пусть даже пещерным) убеждениям?

В конце концов, как можно отказать после того, как Юнкер лично взял на себя задачу привести Украину к отмене виз? Это будет означать, что Еврокомиссия признает свой провал в работе.

В то же время давать Киеву окончательный положительный сигнал – слишком рискованно.

В ЕС прекрасно помнят, как регулярно украинский президент и премьер обманывали их именно по тематике ПДВЛ. Как правительство пыталось взять под контроль нацагентство по предупреждению коррупции (НАПК), а президент отказывался (и до сих пор отказывается) отпускать рычаги влияния на антикоррупционную прокуратуру.

Поэтому реальнее всего, что идеология решения Еврокомиссии будет такой: "Украина показала отличный результат, вы выполнили (или практически выполнили) ПДВЛ, но окончательное наше решение появится только после того, как вы завершите создание НАПК, когда заработает антикоррупционная прокуратура и Национальное антикоррупционное бюро". И, возможно, еще несколько "когда".

Хотя исключать негативный вариант (при котором Киев все же получит отказ и приглашение "приходите в следующем году") также не стоит.

Риски есть. Они весомые и описаны выше.

Является ли нынешняя ситуация #перемогою? Исходя из того, что неделю назад мы говорили о полном провале, ответ – "да". Эта неделя действительно оказался переломной. У нас снова появились немалые надежда на скорую (или относительно скорую) отмены виз.

Но вывод будет принципиально иным, если сравнивать с вариантом, при котором президент, премьер, генпрокурор и парламент в последние месяц-два не приложили бы титанические усилия для срыва... безвизового (о чем мы писали не раз и не два).

Почему Украина привыкла создавать себе невероятные проблемы на пути и только потом их героически решать – сказать сложно.

Но мы опять пошли именно этим путем.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.