Право передумать и проголосовать снова: как организованы выборы в Швеции

Четверг, 11 октября 2018, 15:50 — , "ЦИФРА"
Фото: dailysweden.com

Прозрачная политическая система в Швеции начинается с выборов. Открытость избирательной системы проявляется во всем: начиная от декларативной регистрации кандидатов в депутаты и заканчивая тем, что каждый имеет право без аккредитации наблюдать за процессом подсчета голосов.

Традиции парламентаризма в Швеции уходят корнями в XV век. И хотя до сих пор Швеция остается монархией, однако представительный орган, Риксдаг, одним из первых в Европе имел реальные законодательные полномочия и влияние на исполнительную власть.

С 1998 года было введено преференциальное голосование (открытые списки). Чтобы поменять место в партийном списке, кандидату необходимо набрать более 5% голосов избирателей. Однако не все избиратели пользуются возможностью проголосовать за конкретного кандидата из списка. Например, на последних выборах лишь 24% избирателей проголосовали преференциально.

Право голоса имеют граждане Швеции в возрасте от 18 лет, но на местных выборах голосуют и не граждане. Необходимым условием является проживание в местной общине не менее трех лет.

Парламент состоит из 349 депутатов, 310 из которых избираются в 29 многомандатных округах. Округа совпадают с ленами (областями) и территориями трех крупнейших городов – Стокгольма, Мальме и Гетеборга.

39 мандатов являются компенсационными и распределяются между партиями, которые преодолели 4%-й избирательный барьер, но не получили достаточно мандатов в округах.

Также партия получит мандаты, если в отдельном округе наберет более 12% голосов.

Организация выборов в США. Чему стоит и чему не стоит поучиться Украине

В Швеции нет никаких правил, регламентирующих регистрацию политической партии. Партией считается любое, даже неформальное объединение трех и более избирателей для участия в выборах. Единственная плоскость легализации – регистрация названия партии (чтобы никто больше не смог им воспользоваться), для которой необходимо собрать определенное количество подписей.

Такая декларативная регистрация названия дает возможность печатать отдельный партийный бюллетень.

Избирательные бюллетени. Учитывая одновременность выборов различных уровней власти, есть три вида бюллетеней, которые отличаются по цвету: желтые – для выборов в парламент (Riksdag), синие – областные (landsting), белые – муниципалитеты (kommuner).

 
Тут и далее – фото автора

Каждый вид делится еще на три типа: универсальный пустой бюллетень, в который избиратель собственноручно может вписать название политической партии (в том числе только что выдуманное – и этот голос будет действительным), партийный бюллетень без списка кандидатов и партийный бюллетень со списком выдвинутых кандидатов.

Если партия не выдвинула конкретных кандидатов (что не является обязанностью), то избиратели могут предлагать собственных, путем вписывания фамилии и имени предлагаемого кандидата в бюллетене второго типа.

Централизованно (за деньги правительства) печатаются бюллетени только тех партий, которые на  последних двух выборах в парламент набрали не менее 1% голосов избирателей.

А на местных выборов такое право получают только партии, представленные в действующем местном совете. Все остальные партии печатают бюллетени за свой счет и должны доставить их в областную администрацию не позднее чем за 45 дней до даты голосования.

Организация выборов в США. Чему стоит и чему не стоит поучиться Украине

Учитывая, что бюллетени не являются документами строгой отчетности и контроль за их изготовлением отсутствует, политические партии печатают их для агитационной кампании. Мы имели возможность наблюдать, как в день голосования перед входом на избирательный участок представители политических партий раздавали избирательные бюллетени (в Швеции не запрещено агитировать в день голосования).

Избирательная активность в Швеции очень высока и не опускается ниже 85% (87,18% на последних выборах). В условиях политической стабильности это значит, что с избирателями системно работают как политические партии, так и правительственные учреждения.

Высокий уровень голосования достигается также возможностью заранее отдать свой голос за пределами "родного" избирательного участка с помощью процедуры предварительного голосования. Это очень удобно, в первую очередь, для молодежи. Предварительное голосование начинается за 18 дней до основного дня выборов и организуется на специально созданных избирательных участках, которые расположены, как правило, в удобных для избирателей местах: на вокзалах, в административных помещениях, торговых центрах.

С каждыми следующими выборами предварительное голосование пользуется все большей популярностью. Так, в 2010 году 2,3 миллиона избирателей воспользовались такой возможностью, в 2014 – 2,6 миллиона, а в 2018 году – уже 2,9 миллиона, что составило 44,5% от всех принявших участие в голосовании.

 

Чтобы проголосовать, каждый избиратель должен быть включен в список избирателей на избирательном участке. Список формируется за 30 дней до дня голосования как выписка из реестра населения, за который отвечает Налоговая администрация. Каждому избирателю направляется приглашение (карта избирателя), которая является также обязательным условием для голосования. Не проблема, если избиратель потеряет или не возьмет это приглашение – новое можно распечатать на любом избирательном участке.

В связи с такими лояльными правилами возникает логичный вопрос: как гарантируется невозможность двойного или многократного голосования? Ведь на предварительном голосовании можно прийти на один избирательный участок – проголосовать по собственному приглашению, а на другом утверждать, что приглашение потерялось. Распечатать новое и снова проголосовать.

Ответ прост: можно проголосовать много раз, но будет засчитан один голос, ведь бюллетени упакуют в два конверта и отправят для подсчета на "родной" избирательный участок с указанием уникального номера из списка избирателей. А уже избирательная комиссия, благодаря пометке в списке избирателей, увидит, совершил ли уже избиратель волеизъявление. Засчитывается последний по времени поступления голос.

Такая система дает избирателю возможность "передумать" и изменить свой выбор окончательно в день голосования.

Интересной особенностью шведских выборов является также возможность проголосовать без документа, идентифицирующего личность, но при обязательном условии, что другой избиратель подтвердит, что знает этого человека.

Избирательная администрация не имеет независимой структуры, а состав комиссий не формируется за счет политического представительства политических партий. Государственная избирательная комиссия (Valmyndigheten) работает как правительственное агентство и была создана лишь в 2001 году (до этого выборами занималась Налоговая администрация). Функции территориальных избирательных комиссий выполняют исполнительные органы местных советов. Муниципалитеты (соответствуют городским советам и ОТГ в Украине) создают участковые избирательные комиссии, состоящие из шести членов (не является представителями политических партий). Работа в УИК оплачивается. В 2018 году средняя оплата за день голосования составила в среднем 300 евро.

 

Участковая избирательная комиссия по окончании голосования традиционно для украинских реалий подсчитывает результаты волеизъявления избирателей, но эти результаты не являются официальными. Они используются только как предварительная информация для СМИ и общественности.

Финальный подсчет происходит на третий день после голосования. Организует его исполнительный орган областного совета, для чего отдельно нанимают людей. Весь процесс также абсолютно открыт для наблюдения.

После окончательного подсчета Государственная избирательная комиссия распределяет мандаты между кандидатами от политических партий по методу Сент-Лагю.

Кандидаты, которые не стали депутатами, становятся заместителями – они есть у каждого депутата. Заместитель не просто получит полномочия в случае потери мандата депутатом, но может заменять его в случае отсутствия во время голосования в парламенте.

Конечно, многие нормы из шведского опыта невозможно применить в Украине уже сегодня, потому что это открыло бы возможности для разного типа манипуляций. Однако этот опыт можно воспринимать как горизонт, к которому нам надо двигаться.

Автор: Мыкола Щур,

председатель Львовской областной избирательной комиссии,
наблюдатель мониторингово-аналитической группы "ЦИФРА",

Львов – Мальме – Стокгольм – Львов

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.