Популисты, объединяйтесь: получат ли скептики "золотую акцию" Европарламента

Среда, 16 января 2019, 11:33 — , для Европейской правды
Фото: ČTK

Новый 2019 год для Италии начался с новых геополитических шагов ее руководителей.

Одержав победу дома, лидеры правящей в Италии коалиции спешат повторить свой успех и на общеевропейской арене.

Так, на прошлой неделе министр внутренних дел Маттео Сальвини объявил о плане по созданию "реформаторского" блока в Европарламенте, выборы в который пройдут в мае 2019 года.

Эта идея способна существенно изменить Евросоюз. И не в лучшую сторону.

Правый и еще правее

Чтобы лучше понять инициативу Сальвини, нужно взглянуть на саму процедуру выборов: в мае 2019 года граждане Союза, пропорционально своей стране, выберут 705 членов Европейского парламента.

После этого депутаты Европарламента будут выбирать абсолютным большинством следующего президента Европейской комиссии. Ни одна существующая фракция не имеет возможности получить большинство. Соответственно, чтобы выбрать того, кто будет преемником Жан-Клода Юнкера, потребуется договоренность между различными партиями и группами.

Сейчас в Брюсселе есть три фракции, имеющие правую идеологию: "Европа наций и свобод" (ЕНС), представители которой состоят из членов итальянской "Лиги" и французского "Национальное объединения", "Европа за свободу и демократию" (ЕСД), куда входит немецкая "Альтернатива для Германии" и входило "Движение 5 звезд" (однако позже "Движение" отказалось от участия в этой фракции), и "Европейские консерваторы и реформисты" (ЕКС), третья крупнейшая евроскептическая партия в европейском парламенте.

Эти фракции Европейского парламента по отдельности, даже несмотря на свою растущую популярность, не смогут количественно преодолеть Европейскую народную партию (ЕНП). А вот вместе они составляют интересный тренд. Согласно последним опросам, если все вышеупомянутые "правые" фракции объединятся, они получат 161 место и точно составят весомую конкуренцию Европейской народной партии, которой прочат почти 185 евромандатив.

Эту логику прекрасно понимает Сальвини. Следовательно, для достижения амбициозной цели итальянцу нужны европейские союзники.

Путь к Варшаве

"Я хотел бы создать альянс для всех, кто хочет спасти Европу, и чем больше нас будет, тем лучше", – сказал Сальвини.

"Лига" планирует разработать план из 10 пунктов, который Сальвини будет представлять в разных уголках ЕС, пытаясь привлечь к своей "когорте" как можно больше лидеров.

Пункты программы точно будут касаться вопросов безопасности, экономического роста и важности восстановления христианских корней Европы. "Европе необходима "европейская весна", которая бы заменила правоцентристское господство Германии и Франции", – объясняет Сальвини.

Цель – не пара дополнительных членов Европарламента, а возможность принять участие в формировании коалиции.

Такую инициативу поддержит и венгерский премьер-министр Виктор Орбан, выразив полное согласие с инициативой создания "правого" альянса для выборов в Европарламент.

При этом Сальвини уже имеет союзников, представленных небольшой группой ультраправых партий, таких как "Национальное объединение" во Франции и антиисламская "Партия свободы" в Нидерландах. Его идеи обожает Марин Ле Пен и, начиная с сентября 2018 года, лидеры заявили о плане "взятия Брюсселя".

И вот на прошлой неделе стало известно о попытке объединения популистских амбициозных планов между итальянской "Лигой" и польской "Правом и справедливостью" во главе с Ярославом Качиньским.

 

Сальвини объявил, что с польским лидером достигнуто аж 90% договоренности о "плане для Европы", хотя и не объяснил, что на самом деле этот "план" предусматривает.

Такое ситуативное объединение имеет и определенные основания: обе партии не раз конфликтовали с "официальным" Брюсселем по вопросам миграционной политики, заявляли о неоднократном вмешательства ЕС в исключительно их национальные дела.

Но партии точно различаются в трактовке вопроса миграционного кризиса на уровне ЕС: Сальвини настаивает, чтобы страны Северной Европы принимали мигрантов, прибывающих в Италию, а Качиньский отказался от любого перераспределения просителей убежища.

Еще больше расхождения во взглядах на сотрудничество с РФ. Как и большинство польских консерваторов, Качиньский глубоко не доверяет Москве, а Сальвини является одним из наиболее открыто прокремлевских лидеров в Европе.

Проблемы дома

Успехи на внешнем "фронте" нужны и потому, что итальянская правительственная "желто-зеленая" коалиция уже испытывает большие проблемы.

Поводом для конфликта стала внутренняя конкуренция между Джузеппе Конте, Маттео Сальвини и Луиджи ди Майо, которая началась во время переговоров о снижении государственных расходов в 2019 году.

Именно премьер-министр Джузеппе Конте заменил Джованни Триа, министра экономики и финансов, в переговорном процессе в ноябре-декабре с евробюрократами и приложил усилия, чтобы итальянский парламент и бюджет на 2019 год принял, и можно было уладить несоответствие проекта бюджета Италии требованиям Пакта стабильности и роста.

Кроме того, Конте выразил намерение своего кабинета осуществить все запланированные реформы, включавшие противоречивые пункты о введении базового (минимального) дохода и осуществлении пенсионной реформы.

Такие амбициозные шаги не нравятся Сальвини и Луиджи ди Майо.

Ведь Конте начал завоевывать расположение сердец итальянцев. Это показали опросы агентства Ipsos, проведенные в конце октября и декабря 2018 года: премьера поддерживает почти 67% итальянцев, превышая показатели Сальвини (57%) и Луиджи ди Майо (52%).

А волноваться есть о чем, ведь до конца этой недели правительство Италии планирует утвердить текст постановления по пенсионной реформе и базовому доходу граждан (который будет составлять 780 евро), что является пунктами программных заявлений "Движения 5 звезд" и "Лиги".

Казалось бы, пункты коалиционного соглашения постепенно выполняются, соцопросы говорят о росте доверия к правительственным учреждениям Италии. Так в чем же тогда суть разногласий между Конте, Сальвини и Ди Майо?

Речь идет исключительно о политическом амбициозном интересе удерживать лидерство, ведь избирательная кампания на местах продолжается. Соответственно, очень часто коалицианты будто бы и отстаивают общие позиции, но держатся обособленно. Так, например, произошло, когда премьер Конте остался один на один с оппозицией в Сенате 19 декабря 2018 года, чтобы дискутировать о преимуществах бюджета на 2019 год. Оба кресла для его заместителей остались пустыми.

Кроме того, Сальвини долго не соглашался на предложение Конте принять часть беженцев, оказавшихся на Мальте во время гуманитарной операции по их спасению еще в июле 2018 года. Именно Конте убедил Сальвини пойти на уступки Мальте и принять 12 беженцев, из-за которых снова разгорелся скандал между Италией и Мальтой.

Сальвини этот урок запомнил и ответил следующим, чувствительным для итальянского правительства пунктом – усилил протесты в поддержку реализации проекта скоростной железной дороги между Италией и Францией (проект TAV: Турин-Лион, запланированный к 2030 году).

Проект стоимостью 7,5 млрд евро (из которых Италия финансирует 35%) предусматривает строительство 57,5-километрового проезда по французским и итальянским Альпам, чтобы сократить время путешествия до двух часов между городами.

Сальвини, которого поддерживают крупные индустриальные группы севера Италии, настаивает на завершении TAV, а Ди Майо, за которого высказался малоимущий юг Италии, настаивает на дальнейшем анализе целесообразности реализации проекта железной дороги.

Однако задержка проекта строительства (уже профинансированного ЕС в размере 800 млн евро) может повлечь миллионные убытки. Понятно, что пока продолжаются противоречия между Луиджи ди Майо, Джузеппе Конте и Маттео Сальвини о том, продолжать ли проект строительства, исполнительной компании TELT пришлось заморозить проведение процедуры тендеров. Соответственно, спор между итальянскими популистскими партнерами быстро превращает железную дорогу с Францией в полностью убыточный проект.

Но "вишенкой" на этом коалиционном "торте" оказались протесты 13 января в Турине, когда индустриальные группы высказались против политики правительства с откладыванием реализации проекта железной дороги. На протестах присутствовали и сторонники "Лиги". И хотя организаторы демонстрации отрицали политический подтекст, его точно поняли как Конте, так и Ди Майо.

Говорилось и о том, что область Пьемонт (с центром в Турине) может инициировать референдум для того, чтобы жители не только Турина, но и других провинций высказались в поддержку реализации итало-французского проекта. Интересен и другой факт: меньше месяца назад, 8 мая, в том же Турине прошли демонстрации "Нет проекту TAV", очевидно поддержанные "Движением 5 звезд".

Если такая ситуация будет сохраняться и дальше, то конфликт в итальянской коалиции достигнет пика.

А соответственно, оппонентам Конте нужны яркие победы, если не внутри страны, то по крайней мере в противостоянии с Брюсселем.

 

Автор: Виктория Вдовиченко,

кандидат исторических наук,
ассоциированный эксперт Совета внешней политики "Украинская призма"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.