Турцию накормили обещаниями: Эрдоган объявил о завершении финансового кризиса

Пятница, 21 сентября 2018, 13:32 — , Украинское общество финансовых аналитиков
Фото: news.sky.com

Несмотря на плохие прогнозы, турецкая лира после месяца достаточно серьезного кризиса устояла.

Всего 30 дней назад за один доллар давали 6,08 лиры, а самый страшный удар пришелся на 13 августа, когда национальная валюта достигла курса 6,88 лиры за доллар. Нынешний курс – 6,4 лиры за доллар – позволяет предположить, что пик кризиса уже позади.

И хотя рынки понемногу успокоились, Турция все равно остается "под подозрением" как рынок, потенциально способный принести нестабильность в регион. Международные рейтинговые агентства не просто лишили Турцию инвестиционного уровня рейтинга, но и отдалили страну от барьерного значения, снизив рейтинг до В+.

Худшее позади

Буквально за пару месяцев Турция вместе с кредитными рейтингами инвестиционного уровня потеряла доверие нерезидентов, которые в течение долгого времени были источником инвестиций в страну, компенсируя хронический отрицательный торговый баланс.

Инвесторов напугали скандалы вокруг Центрального банка Турции, фактически утратившего самостоятельность. Долгое время центробанк держал учетную ставку на низком уровне, не замечая сигналов со стороны Федерального резерва и Банка Англии. При этом процентная ставка находилась на уровне ниже 10%, в то время как кредиты в Турции стоили примерно 14-15% в национальной валюте.

Для спасения лиры центробанку пришлось не только договариваться с соседями, но и увеличивать ставку.

С лета 2018 года ее резко подняли до 17,75%, а затем, 13 сентября – уже до 24%.

Рост ставки больше чем вдвое меньше чем за полгода приостановил падение лиры, но, скорее всего, ударит по экономическому росту Турции.

Кризис от Эрдогана и Путина: как повлияет на гривну обвал лиры и рубля

Показательный момент: накануне заседания центробанка президент Эрдоган выразил публичное недовольство слишком высокой ставкой. Но – редкий для нынешней Турции случай – банкиры не только не прислушались к пожеланиям "султана", но даже рискнули поступить наоборот.

Не исключено, что таким образом Анкара пытается продемонстрировать независимость центробанка от исполнительной власти. А вместе с тем этот демарш позволил Эрдогану публично снять с себя ответственность за снижение темпов экономического роста в будущем.

Впрочем, хитрый политический шаг не добавил западным инвесторам веры в Турцию, и кризис в этой стране, несмотря на сжигание долларов и разбивание мобильных телефонов Apple, продолжается, хотя темпы далеки от катастрофических.

Катар-спаситель

Ключевой стратегической ошибкой политической власти Турции была публичная ссора с США. Санкции со стороны Штатов, а затем публичные обвинения всего Запада в кризисе привели к тому, что Турция с вероятностью 90% не сможет получить помощь от МВФ.

Впрочем, как оказалось, тот самый Запад (по крайней мере, его европейская часть) все же присоединился к спасению Турции.

Во-первых, лире не дали упасть за отметку 7,0, поскольку это уже частично угрожало и европейским банкам, которые вели свои операции в Турции. Как оказалось, уровень участия государства в банковской системе Турции небольшой, наибольшая доля приходилась на частные банки и учреждения из ЕС, а именно на Deutsche Bank (Германия), Finansbank (Нидерланды), Societe Generale (Франция), ING Bank (Нидерланды) и HSBC Bank (Великобритания).

Поэтому в ЕС были заинтересованы в отсутствии катастрофических последствий на финансовом рынке Турции.

Во-вторых, руку помощи для спасения от экономического кризиса Турции протянул Катар, с которым в августе было подписано соглашение о валютном свопе на $15 млрд. Вслед за этим, уже в сентябре 2018 года, Катар подарил президенту Эрдогану самолет для перевозки VIP-персон стоимостью $0,5 млрд.

Такая щедрость де-факто является платой за события, которые взяли старт в 2016 году – именно тогда было подписано соглашение о строительстве в Катаре турецкой военной базы. Парламент Турции, даже не дождавшись завершения строительства базы (в октябре 2018), отправил в 2017 году в Катар военных.

Это помогло немного разрядить политический кризис вокруг Катара, который заигрался с Тегераном, что не понравилось Саудовской Аравии и ОАЭ. Последние были настроены на изоляцию Катара, в т.ч. экономическую, однако вмешательство Турции как члена НАТО фактически оставило Катар в цивилизованном мире.

Благодарные катарцы отсрочили экономический кризис в Турции.

Что дальше?

Теперь президент Эрдоган уверяет общественность, что в Турции уже нет кризиса. Впрочем, такой вывод не подтверждается реальным состоянием экономики.

Во-первых, уровень обесценения лиры уже является доказанным фактом. За последний год курс доллара к лире вырос с 3,74 до 6,25, то есть примерно на 67%.

Массовое сожжение долларов мелких номиналов на улицах Стамбула существенно не помогло курсу, как и патриотические репортажи по телевидению. Как и в Украине, простые люди в Турции не определяют судьбу валюты и не могут существенно влиять на курс.

Курс определяет крупный бизнес, а вот его представители Эрдогану не слишком-то поверили. Центробанку даже пришлось ввести обязательную продажу валютной выручки экспортерами из Турции – на уровне 80%. И это тоже не прибавило бизнесу доверия к власти.

Во-вторых, инфляция в Турции продолжает усиливаться. Если в апреле это было 10,85% в годовом измерении, в мае – 12,15%, то в июне – уже 15,39%, а в июле – 15,85%. Август стал совсем провальным месяцем – инфляция достигла 17,9%, а наибольший вклад в потребительскую инфляцию внесли продукты питания (+20%) и услуги транспорта (+27%).

Такие процессы можно назвать довольно опасными для политической власти Турции, поскольку они приводят к обесценению доходов беднейших слоев населения.

Курс лиры и рост ставки центробанка сигнализируют о том, что экономика Турции пока еще нездорова.

В такой ситуации заявления Эрдогана об отсутствии кризиса напоминают печальный эпизод из недавней украинской истории. Вспомните осень 2008 года, когда в начале мирового финансового кризиса украинский премьер Юлия Тимошенко обещала не допустить кризиса в Украине. Последствия нам хорошо известны – падение украинской экономики стало одним из самых глубоких на континенте.

А через 10 лет президент Турции показывает, что не прочь наступить на украинские грабли.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: